Регистрация
Дети — это завтрашние судьи наши, это критики наших воззрений, деяний, это люди, которые идут в мир на великую работу строительства новых форм жизни
Максим Горький
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайта http://www.saidova-viknik.ru/
Сейчас на сайте: 23

Версия для слабовидящих

ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ АГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ ПРИ ПОМОЩИ ОПРОСНИКА БАССА-ДАРКИ

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет».

При составлении опросника авторы пользовались следующими принципами:

1.      Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.

2.      Вопросы сформулированы таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

 

Ответы оцениваются по восьми шкалам, следующим образом:

 

1.      Физическая агрессия: да = 1, нет = 0: 1, 25, 33,  48, 55, 62, 68; нет = 1, да = 0: 9, 17, 41 (сумма =10).

2.      Косвенная агрессия: да = 1, нет = 0: 2, 18,  34, 42, 56, 63; нет = 1, да = 0: 10, 26, 49 (сумма = 9).

3.      Раздражение: да = 1, нет = 0: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72; нет = 1, да = 0: 11, 35, 69 (сумма = 11).

4.      Негативизм: да = 1, нет = 0: 4, 12, 20, 23, 36 (сумма = 5).

5.      Обида: да = 1, нет = 0: 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58 (сумма = 8),  нет = 1, да = 0: 44.

6.      Подозрительность: да = 1, нет = 0: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59: да = 0, нет = 1: 65, 70 (сумма = 10).

7.      Вербальная агрессия: да = 1, нет = 0: 7, 15, 28, 31, 46, 53, 60, 71, 73; да = 0, нет = 1: 39, 66, 74, 75 (сумма = 13).

8.      Чувство вины: да = 1, нет = 0: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67 (сумма = 9).

 

Индекс враждебности включает в себя 5-ую и 6-ую шкалы, а индекс агрессивности (прямой или мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7-ю.

Нормой агрессивности является величина её индекса, равная 21±4, враждебности – 6-7±3. При этом обращается внимание на возможность достижения определённой величины, показывающей степень проявления агрессивности.

 

А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

 

1. Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3. Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных от­ветов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

 

 

Инструкция: перед Вами 75 утверждений, если Вы согласны с утверждением, напротив него поставьте знак «+», если не согласны знак « - ».

 

Текст опросника

  1. Временами я не могу справиться с желанием  причинить вред другим
  2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю   
  3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь    
  4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы
  5. Я не всегда получаю то, что мне положено
  6. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей  спиной
  7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать
  8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести
  9. Мне кажется, что я не способен ударить человека
  10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы  кидаться предметами
  11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам   
  12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его
  13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами
  14. Я держусь настороженно с людьми, которые  относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал
  15. Я часто бываю не согласен с людьми            
  16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь
  17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не  отвечу ему
  18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми       
  19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется     
  20. Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор
  21. Меня немного огорчает моя судьба        
  22. Я думаю, что многие люди не любят меня
  23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной
  24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины
  25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку
  26. Я не способен на грубые шутки                      
  27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются
  28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались
  29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь,  кто мне не нравится
  30. Довольно многие люди завидуют мне            
  31. Я требую, чтобы люди уважали меня
  32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих   родителей
  33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят  того, чтобы их щелкнули по носу
  34. Я никогда не бываю мрачен от злости            
  35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь
  36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания
  37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда  гложет зависть
  38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются   
  39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям
  40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены   
  41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня
  42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь
  43. Иногда люди раздражают меня одним своим   присутствием
  44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел
  45. Мой принцип. «Никогда не доверять чужакам»

46.  Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что я о нем думаю

47.  Я делаю много такого, о чем впоследствии   сожалею

48.  Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь   

49.  С детства я никогда не проявлял вспышек гнева   

50.  Я часто чувствую себя как пороховая бочка,   готовая взорваться

51.  Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить

52.  Я всегда думаю о том, какие тайные причины   заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня

53.  Когда на меня кричат, я начинаю кричать в  ответ

54.  Неудачи огорчают меня

55.  Я дерусь не реже и не чаще, чем другие        

56.  Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее

57.  Иногда я чувствую, что готов первым начать  драку

58.  Иногда я чувствую, что жизнь поступает со  мной несправедливо

59.  Раньше я думал, что большинство людей говорят правду, но теперь я в это не верю

60.  Я ругаюсь только со злости                             

61.  Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть

62.  Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее

63.  Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу   кулаком по столу

64.  Я бываю грубоват по отношению к людям,  которые мне не нравятся

65.  У меня нет врагов, которые бы хотели мне  навредить

66.  Я не умею поставить человека на место, даже  если он того заслуживает

67.  Я часто думаю, что жил неправильно                           

68.  Я знаю людей, которые способны довести меня   до драки

69.  Я не огорчаюсь из-за мелочей                                           

70.  Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня

71.  Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение     

72.  В последнее время я стал занудой                                   

73.  В споре я часто повышаю голос                                      

74.  Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям

75.   Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить

 

 

 

 

 

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет».

При составлении опросника авторы пользовались следующими принципами:

1.      Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.

2.      Вопросы сформулированы таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

 

Ответы оцениваются по восьми шкалам, следующим образом:

 

1.      Физическая агрессия: да = 1, нет = 0: 1, 25, 33,  48, 55, 62, 68; нет = 1, да = 0: 9, 17, 41 (сумма =10).

2.      Косвенная агрессия: да = 1, нет = 0: 2, 18,  34, 42, 56, 63; нет = 1, да = 0: 10, 26, 49 (сумма = 9).

3.      Раздражение: да = 1, нет = 0: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72; нет = 1, да = 0: 11, 35, 69 (сумма = 11).

4.      Негативизм: да = 1, нет = 0: 4, 12, 20, 23, 36 (сумма = 5).

5.      Обида: да = 1, нет = 0: 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58 (сумма = 8),  нет = 1, да = 0: 44.

6.      Подозрительность: да = 1, нет = 0: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59: да = 0, нет = 1: 65, 70 (сумма = 10).

7.      Вербальная агрессия: да = 1, нет = 0: 7, 15, 28, 31, 46, 53, 60, 71, 73; да = 0, нет = 1: 39, 66, 74, 75 (сумма = 13).

8.      Чувство вины: да = 1, нет = 0: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67 (сумма = 9).

 

Индекс враждебности включает в себя 5-ую и 6-ую шкалы, а индекс агрессивности (прямой или мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7-ю.

Нормой агрессивности является величина её индекса, равная 21±4, враждебности – 6-7±3. При этом обращается внимание на возможность достижения определённой величины, показывающей степень проявления агрессивности.

 

А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

 

1. Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3. Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных от­ветов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

 

 

Инструкция: перед Вами 75 утверждений, если Вы согласны с утверждением, напротив него поставьте знак «+», если не согласны знак « - ».

 

Текст опросника

  1. Временами я не могу справиться с желанием  причинить вред другим
  2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю   
  3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь    
  4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы
  5. Я не всегда получаю то, что мне положено
  6. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей  спиной
  7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать
  8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести
  9. Мне кажется, что я не способен ударить человека
  10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы  кидаться предметами
  11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам   
  12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его
  13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами
  14. Я держусь настороженно с людьми, которые  относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал
  15. Я часто бываю не согласен с людьми            
  16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь
  17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не  отвечу ему
  18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми       
  19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется     
  20. Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор
  21. Меня немного огорчает моя судьба        
  22. Я думаю, что многие люди не любят меня
  23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной
  24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины
  25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку
  26. Я не способен на грубые шутки                      
  27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются
  28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались
  29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь,  кто мне не нравится
  30. Довольно многие люди завидуют мне            
  31. Я требую, чтобы люди уважали меня
  32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих   родителей
  33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят  того, чтобы их щелкнули по носу
  34. Я никогда не бываю мрачен от злости            
  35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь
  36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания
  37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда  гложет зависть
  38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются   
  39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям
  40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены   
  41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня
  42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь
  43. Иногда люди раздражают меня одним своим   присутствием
  44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел
  45. Мой принцип. «Никогда не доверять чужакам»

46.  Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что я о нем думаю

47.  Я делаю много такого, о чем впоследствии   сожалею

48.  Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь   

49.  С детства я никогда не проявлял вспышек гнева   

50.  Я часто чувствую себя как пороховая бочка,   готовая взорваться

51.  Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить

52.  Я всегда думаю о том, какие тайные причины   заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня

53.  Когда на меня кричат, я начинаю кричать в  ответ

54.  Неудачи огорчают меня

55.  Я дерусь не реже и не чаще, чем другие        

56.  Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее

57.  Иногда я чувствую, что готов первым начать  драку

58.  Иногда я чувствую, что жизнь поступает со  мной несправедливо

59.  Раньше я думал, что большинство людей говорят правду, но теперь я в это не верю

60.  Я ругаюсь только со злости                             

61.  Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть

62.  Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее

63.  Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу   кулаком по столу

64.  Я бываю грубоват по отношению к людям,  которые мне не нравятся

65.  У меня нет врагов, которые бы хотели мне  навредить

66.  Я не умею поставить человека на место, даже  если он того заслуживает

67.  Я часто думаю, что жил неправильно                           

68.  Я знаю людей, которые способны довести меня   до драки

69.  Я не огорчаюсь из-за мелочей                                           

70.  Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня

71.  Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение     

72.  В последнее время я стал занудой                                   

73.  В споре я часто повышаю голос                                      

74.  Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям

75.   Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Файлы (всего: 1)
Файлы (всего: 1)
файл
doc
58.5 KB
ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ АГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ ПРИ ПОМОЩИ ОПРОСНИКА БАССАДАРКИ.doc

ТЕСТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ (МЕТОДИКА ГОЛЛАНДА)

Инструкция для испытуемого.

На бланках попарно приведены различные профессии. Прочитайте их названия. Если вы не знаете, чем занимается носитель той или иной профессии, можете обратиться за разъяснениями к проводящему тест. В каждой паре профессий постарайтесь отдать предпочтение одной из них. Например, если в первой паре (1Р инженер-технолог— 1И конструктор) вы предпочитаете работу конструктора, напишите на своих листочках рядом с цифрой 1 букву "И". То же следует проделать со всеми остальными парами профессий.

 

1Р    Инженер-технолог

1И       Конструктор

2Р     Вязальщица

2С       Санитарный врач

ЗР     Повар

ЗК       Наборщик

4Р     Фотограф

4П       Заведующий магазином

5Р     Чертежник

5А      Дизайнер

6И    Философ

6С      Психиатр

7И     Ученый-химик

7К      Бухгалтер

8И     Редактор научного журнала

8П    Адвокат

9И    Лингвист

9А    Переводчик художественной  литературы

10С   Педиатр

10К   Статистик (в театре)

11С   Завуч по внеклассной работе

11П   Председатель профсоюзного   комитета

12С   Спортивный врач

12А    Фельетонист

13К   Нотариус

13П    Снабженец

14К   Перфораторщик

14А    Карикатурист

15П   Политический деятель

15А    Писатель

16Р    Садовник

16И    Метеоролог

17Р    Водитель трамвая

17С    Фельдшер

18Р    Инженер-электронщик

18К    Секретарь-машинистка

19Р    Телеоператор

19П    Режиссер

20Р    Маляр

20А    Художник по металлу

21И   Биолог

21С    Главный врач

22И   Гидролог

22К   Ревизор (налоговый инспектор)

23И   Зоолог

23П   Главный зоотехник

24И   Математик

24А   Архитектор

25С   Работник детской комнаты милиции

25К   Счетовод

26С    Учитель

26П    Командир отряда

27С    Воспитатель

27А    Художник по керамике

28К    Экономист

28П    Заведующий отделом

29К    Корректор

29А     Критик

30П   Заведующий хозяйством

30А    Дирижер

31Р     Радиооператор

31И    Специалист по ядерной физике

32Р     Наладчик

32К    Монтажник

33Р    Агроном-семеновод

33П    Председатель кооператива

34Р    Закройщик

34А    Декоратор

35И    Научный работник музея

35С     Консультант

36И    Археолог

36П     Эксперт

37И    Ученый

37А    Актер

38С    Логопед

38К    Стенографист

39С     Врач

39П    Дипломат

40С     Психолог

40А    Поэт

41К     Главный бухгалтер

41П    Директор

 

 

 

Буква

Р

И

С

К

П

А

Кол-во букв

 

 

 

 

 

 

Абоносимов Тимофей

5

8

8

7

4

9

Белова Регина 

3

3

13

7

4

9

Бояркина Настя

4

2

12

5

8

10

Букин Сергей 

5

9

5

7

8

7

Волошин Костя 

 

 

 

 

 

 

Гылманов Миша 

 

 

 

 

 

 

Зяблицкая Аня 

3

5

9

5

11

8

Клюева Катя 

3

3

11

9

6

9

Козырь Каролина 

9

1

11

7

7

6

Кротов Дима 

5

7

9

2

8

10

Мустафина Люба 

5

6

8

7

6

9

Прокопчик Вова 

2

4

10

4

9

8

Ромодов Кирилл 

5

3

8

7

10

8

Троценко Виталя 

 

 

 

 

 

 

Хозяинова Юля 

3

3

9

10

10

6

Чихунов Григорий

4

1

2

1

2

3

Шеина Настя 

5

5

12

5

8

5

 

При обработке результатов следует подсчитать число одинаковых букв, выбранных испытуемым по каждой паре. Записать соответствующие буквам цифры по следующей схеме, например:

 

Р

И

С

К

П

А

1

7

6

5

2

12

 

Буква Р обозначает реалистичный тип,

И — интеллектуальный,

С — социальный,

К — конвенциональный,

П — предприимчивый,

А — артистический тип.

Далее выбираются буквы, по которым набраны наибольшие баллы. В нашем примере модель искомой личности — соответственно А (12 баллов), И (7 баллов); далее в порядке уменьшения следуют С, К, Р, П.

 

Интерпретация результатов

Согласно Голланду, основное внимание следует уделять первым двум-трем типам. Как правило, последние компоненты формулы слабее характеризуют тестируемых, ибо основные типы в них, в силу парных свойств личности, несколько противоречивы (интеллектуальный и предприимчивый, реалистичный и социальный, конвенциальный и артистический (см. описания типов).

С точки зрения проблемы выбора профессии суть концепции Голланда заключается в том, что профессиональная успешность, удовлетворенность, устойчивость и т.п. зависят в первую очередь от соответствия типа личности типу профессиональной среды. Представители той или иной профессии — личности однородные. Каждая профессия привлекает к себе людей, личность которых обладает общими взглядами, наклонностями и т. д. Поскольку члены каждой профессиональной группы обладают определенным сходством, то во многих ситуациях они реагируют в достаточной мере одинаково, создавая тем самым свою характерную интерперсональную среду. Таким образом, правомерно утверждать наличие модели окружающей человека профессиональной среды. Люди стремятся найти среду и профессию, которые позволили бы им наиболее полно раскрыть свои способности, выразить свои установки и ценностные ориентации, заняться интересующими их проблемами. Не проливая свет на причины и побудительные силы формирования каждого отдельного типа личности, Голланд описывает эти типы по следующей обширной схеме: цели, ценности. Я-образ. образовательные и профессиональные цели, предпочтительные профессиональные роли, способности, специальные дарования, оригинальность достижения, личностное развитие, жизненный путь. Приведем эти описания в сокращенном виде.

 

ОПИСАНИЕ ТИПОВ ЛИЧНОСТИ

 

Реалистичный тип выбирает из физического и социального окружения цели, ценности и задачи, которые являются для него объективными. Он занимается конкретными делами, ценностями и их использованием: вещами, инструментами, животными и машинами. Он избегает занятий, требующих абстрактного мышления, социальных отношений. Это мужской тип, асоциальный, эмоционально стабильный, конкретный, ориентированный на настоящее. Он предпочитает роли участника или члена коллектива, избегает руководящих ролей. Отдает предпочтение занятиям, требующим моторных навыков, физической ловкости, конкретности. Он охотно избирает такие профессии как механик, инженер, электрик, агроном, садовник, шофер и т.п.  Этому типу больше присущи математические, нежели вербальные способности. Психомоторные навыки, однако, преобладают над арифметическими и вербальными способностями. Он добивается успеха в основном в области техники и спорта. Представители этого типа имеют простой взгляд на жизнь. При принятии решений зависят от других.

Интеллектуал занимается решением проблем окружающей среды скорее с помощью идей, слов и символов, чем посредством физических и социальных навыков. Личность интеллектуала отличается аналитичностью, рациональностью, независимостью, абстрактностью, интровертированностью. она критична, любознательна, обладает способностью познания и воображения. Он предпочитает научные специальности: ботаник, астроном, физик, математик, ученый и т.п. Он способен достичь результатов, как в вербальной, так и в математической области деятельности. Интеллектуал оригинален, выигрывает награды, призы, завоевывает признание за творческие достижения в науке, его интеллектуальность является частичной компенсацией отсутствующих социальных и моторных навыков. У него имеется комплицированный взгляд на жизнь, он хорошо приспосабливается, независим (самостоятелен).

Социальный тип ставит перед собой такие цели и задачи, которые позво­ляют ему установить контакт с окружающей средой. Он использует свои навыки для тренировки, обучения других людей, для изменения их поведения. Этот тип обладает социальными умениями и нуждается в социальных контактах. В качестве черт его характера выступают социальность, склонность воспитывать, гуманность, женственность, психологическая настроенность. Социальный тип заинтересован в благополучии зависящих от него людей. При решении проблемных вопросов опирается больше на эмоции и чувства, чем на интеллектуальные ресурсы. Для этого типа представляют ценность социальные и этические проблемы и занятия. Наиболее предпочтительными занятиями для этого типа являются обучение и лечение: врач, учитель, психолог, советчик и т.п. Социальный тип избегает «мужских» ролей, требующих моторных навыков, занятий с механизмами. У него высокие вербальные, но низкие математические способности. Он имеет хорошую приспособительную способность. Такие люди добиваются успехов в основном в области общения, управления, искусства и учебы. Занимаясь лечением, преподаванием и другими подобными видами деятельности, они достигают успехов и завоевывают признание.

Конвенциональный тип выбирает из социального и физического окружения такие цели и задачи, ценности, которые установлены обычаем и обществом. В соответствии с этим его подход к проблемам стереотипный, практический и корректный. Он в некоторой мере непреклонен, консервативен и непоколебим. Предпочитаемые им занятия носят пассивный характер. Он отдает предпочтение профессиям, требующим четко структурированной деятельности, где ясно, что правильно, а что ложно: машинопись, бухгалтерия, экономика. Ему не нравятся специальности, требующие оригинальности и спонтанного выступления. Конвенционал обладает больше математическими, чем вербальными, способностями. Он неважный оратор и руководитель, трудно приспосабливается. В решениях зависит от других людей, имеет простой взгляд на жизнь.

Предприимчивый тип избирает цели, ценности и задачи, позволяющие проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, доминантность, приключенчество. Он убедителен, ценит себя, самоуверен, оригинально агрессивен. У этой личности большая потребность в признании. Предпочитает «мужские» –  волевые, руководящие роли, где может удовлетворить свои потребности быть доминантным, признанным. Это может быть: заведующий, директор, телерепортер, товаровед, артист, журналист, дипломат и т.п. Для этого типа характерна очень обширная сфера деятельности. Для него неприемлемы ограничивающие, асоциальные, ручные занятия, а также занятия, требующие усидчивости и большой концентрации. Наибольших достижений добивается в спорте и в области управления. Зависим от других. Самоутвердиться  ему позволяет оральная агрессивность.

Артист при общении с окружающими использует свои чувства и эмоции, интуицию и воображение для создания художественных образов и продуктов. Решение проблем осуществляется им в зависимости от своего воображения и от вкуса. Он верит в свои субъективные впечатления и фантазию при решении и истолковании возникающих проблем. Его характеризует сложный взгляд на жизнь, гибкость, независимость решений, интровертированность и оригинальность. Он очень высоко ставит эстетические ценности. Стремится быть независимым творческим художником, обычно становится учителем своего вида искусства. Артист предпочитает занятия, носящие творческий характер: музыку, рисование, литературное творчество, фотографию и т.п. Ему не нравятся «мужские» занятия, такие, как спорт, ремонт машин и т.п. Основные его достижения — в области искусства. Это самый оригинальный тип. Оригинальность проявляется в первую очередь в творчестве. У артистического типа вербальные способности преобладают над арифметическими. Он имеет исключительно хорошие способности восприятия и моторики, которые приводят к крупным успехам в искусстве. Артист выражается средствами искусства, компенсирующими его отчуждение от окружающих; развивая и выражая художественное дарование, он обеспечивает себе уважение и признание. Он избегает многочисленных межличностных отношений и отстраняется от людей. Это идет артисту на пользу, поскольку для творчества необходимо освободиться от конвенциональных обычаев, надо быть свободным и свободно мыслить. У него имеется высокий жизненный идеал, усвоенный уже в молодости, — стремление к выделению самого себя.

 

Разумеется, всех людей невозможно строго разбить на шесть типов. На основе этих типов образуются модели (структуры) личности, которые имеют множество комбинаций.

 

1Р    Инженер-технолог

1И   Конструктор

2Р     Вязальщица

2С   Санитарный врач

ЗР     Повар

ЗК   Наборщик

4Р     Фотограф

4П   Заведующий магазином

5Р     Чертежник

5А   Дизайнер

6И    Философ

6С   Психиатр

7И     Ученый-химик

7К   Бухгалтер

8И     Редактор научного журнала

8П   Адвокат

9И    Лингвист

9А   Переводчик художественной литературы

10С   Педиатр

10К  Статистик (в театре)

11С   Завуч по внеклассной работе

11П  Председатель профсоюзного   комитета

12С   Спортивный врач

12А   Фельетонист

13К   Нотариус

13П   Снабженец

14К   Перфораторщик

14А   Карикатурист

15П   Политический деятель

15А   Писатель

16Р    Садовник

16И   Метеоролог

17Р    Водитель трамвая

17С   Фельдшер

18Р    Инженер-электронщик

18К   Секретарь-машинистка

19Р    Телеоператор

19П    Режиссер

20Р    Маляр

20А    Художник по металлу

21И   Биолог

21С    Главный врач

22И   Гидролог

22К   Ревизор (налоговый инспектор)

23И   Зоолог

23П   Главный зоотехник

24И   Математик

24А   Архитектор

25С   Работник детской комнаты милиции

25К   Счетовод

26С    Учитель

26П    Командир отряда

27С    Воспитатель

27А    Художник по керамике

28К    Экономист

28П    Заведующий отделом

29К    Корректор

29А     Критик

30П   Заведующий хозяйством

30А    Дирижер

31Р     Радиооператор

31И    Специалист по ядерной физике

32Р     Наладчик

32К    Монтажник

33Р    Агроном-семеновод

33П    Председатель кооператива

34Р    Закройщик

34А    Декоратор

35И    Научный работник музея

35С     Консультант

36И    Археолог

36П     Эксперт

37И    Ученый

37А    Актер

38С    Логопед

38К    Стенографист

39С     Врач

39П    Дипломат

40С     Психолог

40А    Поэт

41К     Главный бухгалтер

41П    Директор

 

Буква

Р

И

С

К

П

А

Кол-во букв

 

 

 

 

 

 

 

ТЕСТ Л. МИХЕЛЬСОНА "КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ» В МОДИФИКАЦИИ Ю.З. ГИЛЬБУХА

Данный тест представляет собой разновидность теста достижений, т. е. построен по типу задачи, у которой есть правильный ответ. В тесте предполагается некоторый эталонный вариант поведения, который соответствует компетентному, уверенному, партнерскому стилю. Степень приближения к эталону можно определить по числу правильных ответов. Неправильные ответы подразделяются на неправильные «снизу» (зависимые) и неправильные «сверху» (агрессивные). Опросник содержит описание 27 коммуникативных ситуаций. К каждой ситуации предлагается 5 возможных вариантов поведения. Подростку надо выбрать один, присущий именно ему способ поведения данной ситуации. Нельзя выбирать два или более вариантов или приписывать вариант, не указанный в опроснике. Авторами предлагается ключ, с помощью которого можно определить, к какому типу реагирования относится выбранный вариант ответа: уверенному, зависимому или агрессивному. В итоге предлагается подсчитать число правильных и не правильных ответов в процентном отношении к общему числу выбранных ответов.

Все вопросы разделены авторами на 5 типов коммуникативных ситуаций:

  • ситуации, в которых требуется реакция на положительные высказывания партнера (вопросы 1,2, 11, 12);
  • ситуации, в которых подросток (старшеклассник) должен реагировать на отрицательные высказывания (вопросы 3,4, 5, 15, 23, 24);
  • ситуации, в которых к подростку (старшекласснику) обращаются с просьбой (вопросы 6, 10, 14, 16, 17, 25);
  • ситуации беседы (13, 18, 19, 26, 27);
  • ситуации, в которых требуется проявление эмпатии (понимание чувств и состояний другого человека (вопросы 7, 8. 9,20,21,22).

Проводя анализ результатов, можно провести дифференциацию оценок по каждому из пяти типов ситуаций, указанных выше.          

Обработка и анализ результатов

Первый способ обработки

 По каждой из 27 ситуаций может быть подсчитан процент учащихся, выбравших в данной ситуации а) зависимое поведение, б) правильную реакцию, в) агрессивный ответ.  За 100% принимается общее число испытуемых, составивших репрезентативную выборку. Данные обработки могут быть представлены таблично.

Второй способ обработки

Второй способ обработки данных, предложенный авторами перевода и валидизадии методики Л. Михельсона, предполагал определить число правильных реакций дифференцирование по каждой из 5 ситуаций:

  • реакция на положительное высказывание;
  • реакция на отрицательное высказывание;
  • реакция на ситуации, когда к подростку (старшекласснику) обращаются с просьбой;
  • ситуации беседы;
  • ситуации, в которых требуется проявление эмпатии.

Полученные данные зачастую составляют «пеструю» картину, не поддающуюся какому-либо анализу.

С помощью приглашенных независимых экспертов методом контент-анализа из всех 27 ситуаций были выделены 10 типов коммуникативных умений (уровень достоверности). Вот эти блоки умений:

  • 1 умение оказывать и принимать знаки внимания (комплименты) от сверстника (вопросы 1,2, 11, 12);
  • 2 реагирование на справедливую критику (вопросы 4, 13);
  • 3 реагирование на несправедливую критику (вопросы 3, 9);
  • 4 реагирование на задевающее провоцирующее поведение со стороны собеседника (вопросы 5. 14, 15, 23, 24);
  • 5 умение обратиться к сверстнику с просьбой (вопросы 6, 16);
  • 6 умение ответить отказом на чужую просьбу, сказать «нет» (вопросы 10, 17, 25);
  • 7 умение самому оказать сочувствие, поддержку (вопросы 7, 20);
  • 8 умение самому принимать сочувствие и поддержку со стороны сверстников (вопросы 8, 21);
  • 9 умение вступить в контакт с другим человеком, контактность (вопросы 18, 26);
  • 10 реагирование на попытку вступить с тобой в контакт (вопросы 19, 27).

Далее следует провести дифференцированный анализ результатов по приведенных 10  баллам ситуаций (преобладающее в процентном отношении количество  испытуемых выбравших правильный ответ, — уверенное поведение; агрессивное, давящее поведение; зависимое поведение). Результаты этого исследования могут быть представлены с помощью схемы.

№ вопроса

Типы реакций

Неправильные «снизу» (зависимые, неуверенные)

Правильные (уверенные)

Неправильные «сверху» (агрессивные, давящие)

  1.  

А

Г

Б, В

Д

 

  1.  

А

В

Д

Б

Г

  1.  

В

Д

Б

А

Г

  1.  

Б

Д

Г

А

В

  1.  

Г

 

А, Б

В

Д

  1.  

А

Г

В, Д

Б

 

  1.  

Б

Г

А, В

Д

 

  1.  

А

Г

В

Б

Д

  1.  

Д

 

Б, В

А

Г

  1.  

Б

Д

Г

А

В

  1.  

Б

Д

Г

А

В

  1.  

Б

Г

А

В

Д

  1.  

А

Г

В

Б

Д

  1.  

А

В

Д

Б

Г

  1.  

В

Д

Б

А

Г

  1.  

Б

Д

Г

А

В

  1.  

Г

 

А, Б

Д

В

  1.  

А

Г

В

Б

Д

  1.  

А

В

Д

Б

Г

  1.  

Г

Д

Б, В

А

 

  1.  

Б

 

Г, Д

А

В

  1.  

А

 

В, Г

Б

Д

  1.  

А

В

Д

Б

Г

  1.  

Г

 

А, Б

В

Д

  1.  

В

 

А, Д

Б

Г

  1.  

В

Д

А, Б

Г

 

  1.  

Б

Д

А, Г

В

 

 

Инструкция: «Мы просим вас внимательно прочитать каждую из описанных ситуаций и выбрать один вариант поведения в ней. Это должно быть наиболее характерное для вас поведение, то, что вы действительно делаете в таких случаях, а не то, что, по-вашему, следовало бы сделать».

Тестовый материал

  1. Кто-либо говорит вам: «Мне кажется, что вы замечательный человек». Вы обычно в подобных случаях:

а) говорите: «Нет, что вы! Я таким не являюсь»;

б) говорите: «Спасибо, я действительно человек выдающийся»;

в) говорите: «Спасибо»:

г) ничего не говорите и при этом краснеете;

д) говорите: «Да, я думаю, что отличаюсь от других и в лучшую сторону».

  1. Кто-либо совершает действие или поступок, которые, по Вашему мнению, являются замечательными. В таких случаях вы обычно:

а) поступаете так, как если бы это действие не было столь   замечательным, и при этом говорите: «Нормально!»;

б) говорите: «Это было отлично, но я видел результаты лучше»;

в) ничего не говорите;

г) говорите: «Я могу сделать гораздо лучше»;

д) говорите: «Это действительно замечательно!»

  1. Вы занимаетесь делом, которое вам нравится, и думаете, что оно у вас получается очень хорошо. Кто-либо говорит «Мне это не нравится!» Обычно в таких случаях вы:

а) говорите: «Кто вы такой, чтобы мне указывать»;

б) говорите: «Я все же думаю, что это заслуживает хорошей оценки»;

в) говорите: «Вы правы», — хотя на самом деле не согласны с этим;

г) говорите: «Я думаю, что это выдающийся уровень. Кроме того: что вы в этом понимаете!»;

д) чувствуете себя обиженным и ничего не говорите в ответ.

  1. Вы забыли взять с собой какой-то предмет, а думали, что принесли его, и кто-то говорит вам: «Вы такой растяпа! Вы забыли бы и свою голову, если бы она не была прикреплена к плечам». Обычно вы в ответ:

а) говорите: «Во всяком случае, я толковее вас. Кроме того, что Вы в этом понимаете!»;

б) говорите: «Да, вы правы. Иногда я веду себя как растяпа»

в) говорите: «Если кто-либо растяпа, то это вы»;

г) говорите: «У всех людей есть недостатки. Я не заслуживаю такой оценки только за то, что забыл что-то»;

д) ничего не говорите или вообще игнорируете это заявление.

  1. Кто-либо, с кем вы договорились встретиться, опоздал на 30 минут, и это вас расстроило, причем человек этот не дает никаких объяснений своему опозданию. В ответ вы обычно

а) говорите: «Я расстроен тем, что вы заставили меня столько  ждать»;

б) говорите: «Я все думал, когда же вы придете»;

в) говорите: «Это был последний раз, когда я заставил себя ждать вас»;

г) ничего не говорите этому человеку;

д) говорите: «Какое безобразие! Как вы смели так опаздывать!»

  1. Вам нужно, чтобы кто-либо сделал для вас одну вещь. Обычно в таких случаях вы:

а) никого ни о чем не просите;

б) говорите: «Вы должны сделать это для меня»;

в) говорите: «Не могли бы вы сделать для меня одну вещь?», после этого объясняете суть дела;

г) слегка намекаете, что вам нужна услуга этого человека;

д) говорите: «Я хочу, чтобы вы сделали это для меня».

  1. Вы знаете, что кто-то чувствует себя  расстроенным. Обычно в таких ситуациях вы:

а) говорите: «Вы выглядите расстроенным. Не могу ли я помочь?»;

б) находясь рядом с этим человеком, не заводите разговора о его состоянии;

в) говорите: «У вас какая-то неприятность? »;

г) ничего не говорите и оставляете этого человека наедине с собой;

д) смеясь, говорите: «Вы просто как большой ребенок!»

  1. Вы чувствуете себя расстроенным, а кто-либо говорит: «Вы выглядите расстроенным». Обычно в таких ситуациях вы:

а) отрицательно качаете головой или ни как не реагируете;

б) говорите" «Это не ваше дело!»;

в) говорите: «Да, я немного расстроен. Спасибо за участие»;

г) говорите: «Пустяки»;

д) говорите: «Я расстроен, оставьте меня одного».

  1. Кто-либо порицает вас за ошибку, совершенную другими. В таких случаях вы обычно:

а) говорите: «Вы с ума сошли!»;

б) говорите: «Это не моя вина. Кто-то другой совершил эту ошибку»;

в) говорите: «Я не думаю, что это моя вина»;

г) говорите: «Оставьте меня в покое, Вы не знаете, что вы говорите»;

д) принимаете свою вину или не говорите ничего.

  1. Кто-либо просит вас сделать что-либо, но вы не знаете, почему это должно быть сделано. Обычно в таких случаях Вы:

а) говорите: «Это не имеет никакого смысла, я не хочу это делать»;

б) выполняете просьбу и ничего не говорите;

в) говорите: «Это глупость; я не собираюсь этого делать»;

г) прежде чем выполнить просьбу, говорите: «Я не понимаю, почему вы хотите, чтобы это было сделано»;

д) говорите: «Если вы этого хотите...», после чего выполняете просьбу.

  1. Кто-то говорит вам, что, по его мнению, то, что вы сделали, великолепно. В таких случаях вы обычно:

а) говорите: «Да, я обычно это делаю лучше, чем большинство других людей»;

б) говорите: «Нет, это не было столь здорово»:

в) говорите: «Правильно, я действительно  это делаю лучше всех»;

г) говорите: «Спасибо»;

д) игнорируете услышанное и ничего не отвечаете.

  1. Кто-либо был очень любезен с вами. Обычно в таких случаях вы;

а) говорите: «Вы действительно были очень любезны по отношению ко мне»;

б) действуете так, будто этот человек не был столь  любезен к вам, и говорите: «Да, спасибо»;

в) говорите: «Вы вели себя в отношении меня вполне нормально, но я заслуживаю большего»;

г) игнорируете этот факт и ничего не говорите.

д) говорите: «Вы вели себя в отношении меня недостаточно хорошо».

  1. Вы разговариваете с приятелем очень громко, и кто-либо говорит вам: «Извините, но вы ведете себя слишком шумно». В таких случаях вы обычно:

а) немедленно прекращаете беседу;

б) говорите: «Если вам это не нравится, проваливайте отсюда»;

в) говорите: «Извините, я буду говорить тише», после чего ведется беседа приглушенным голосом;

г) говорите: «Извините» и прекращаете беседу;

д) говорите: «Все в порядке», и продолжаете громко разговаривать.

  1. Вы стоите в очереди, и кто-либо становится впереди вас. Обычно в таких случаях вы:

а) негромко комментируете это, ни к кому не обращаясь, например: «Некоторые люди ведут себя очень нервно»;

б) говорите: «Становитесь в хвост очереди!»:

в) ничего не говорите этому типу;

г) говорите громко: «Выйди из очереди, ты пролаза!»;

д) говорите: «Я занял очередь раньше вас. Пожалуйста, станьте в конец очереди».

  1. Кто-либо делает что-нибудь такое, что вам не нравится вызывает у вас сильное раздражение. Обычно в таких случаях вы:

а) выкрикиваете: «Вы болван, кретин, я ненавижу вас!»;

б) говорите: «Я сердит на вас. Мне не нравится то, что вы делаете»;

в) действуете так, чтобы повредить этому делу, но ничего этому типу не говорите;

г) говорите: «Я рассержен. Вы мне не нравитесь»;

д) игнорируете это событие и ничего не говорите этому типу.

  1. Кто-либо имеет что-нибудь такое, чем вы хотели бы пользоваться. Обычно в таких случаях вы:

а) говорите этому человеку, чтобы он дал вам эту вещь;

б) воздерживаетесь от всяких просьб;

в) отбираете эту вещь;

г) говорите этому человеку, что вы хотели бы пользоваться данным предметом, и затем просите его у него;

д) рассуждаете об этом предмете, но не просите его для пользования.

  1. Кто-либо спрашивает, может ли он получить у вас определённый предмет для временного пользования, но так как это новый предмет, вам не хочется его одалживать. В таких случаях вы обычно:

а) говорите: «Нет, я только что достал его и не хочу с ним расставаться, может быть, когда-нибудь потом»;

б) говорите: «Вообще-то я не хотел бы его давать, но вы можете попользоваться им »;

в) говорите: «Нет, приобретайте свой!»;

г) одалживаете этот предмет вопреки своему нежеланию;

д) говорите: «Вы с ума сошли!»

  1. Какие-то люди ведут беседу о хобби, которое нравится и вам, и вы хотели бы присоединиться к разговору. В таких ситуациях вы обычно:

а) не говорите ничего;

б) прерываете беседу и сразу же начинаете рассказывать о своих успехах в этом хобби;

в) подходите поближе к группе и при удобном случае вступаете в разговор;

г) подходите поближе и ожидаете, когда собеседники обратят на вас внимание;

д) прерываете беседу и тотчас начинаете говорить о том, как сильно вам нравится это хобби.

  1. Вы занимаетесь своим хобби, а кто-либо спрашивает «Что Вы делаете?». Обычно вы:

а) говорите: «О, это пустяк». Или: «Да ничего особенного».

б) говорите «Не мешайте, разве вы не видите, что я занят?»

в) продолжаете молча работать;

г) говорите: «Это вас совсем не касается»;

д) прекращаете работу и объясняете, что именно вы делаете.

  1. Вы видите споткнувшегося и падающего человека. В таких случаях вы:

а) рассмеявшись, говорите: «Почему вы не смотрите под ноги»;

б) говорите: «У вас все в порядке? Может быть, я что-либо могу для вас сделать?»;

в) спрашиваете: «Что случилось?»;

г) говорите: «Это все колдобины в тротуаре»;

д) никак не реагируете на это событие.

  1. Вы стукнулись головой о полку и набили шишку. Кто-либо говорит: «С вами все в порядке?» Обычно вы:

а) говорите: «Я прекрасно себя чувствую. Оставьте меня в покое»;

б) ничего не говорите игнорируя этого человека;

в) говорите: «Почему вы не занимаетесь своим делом?»;

г) говорите: «Нет, я ушиб свою голову, спасибо за внимание»;

д) говорите: «Пустяки, у меня все будет о'кей».

  1. Вы допустили ошибку, но вина за нее возложена на кого-либо другого. Обычно в таких случаях вы:

а) не говорите ничего;

б) говорите: «Это их ошибка!»;

в) говорите: «Эту ошибку допустил я»;

г) говорите; «Я не думаю, что это сделал этот человек»;

д) говорите: «Это их горькая доля».

  1. Вы чувствуете себя оскорбленным словами, сказанными кем-либо в ваш адрес. В таких условиях вы обычно:

а) уходите прочь от этого человека, не сказав ему, что он расстроил вас;

б) заявляете этому человеку, чтобы он не смел больше этого делать;

в) ничего не говорите этому человеку, хотя  чувствуете себя обиженным;

г) в свою очередь оскорбляете этого человека, называя его по имени;

д) заявляете этому человеку, что вам не нравится то, что он сказал, и что он не должен этого делать снова.

  1. Кто-либо часто перебивает, когда вы говорите. Обычно в таких случаях вы:

а) говорите: «Извините, но я хотел бы закончить то, о чем рассказывал»;

б) говорите: «Так не делают. Могу я продолжить свой рассказ?»;

в) прерываете этого человека, возобновляя свой рассказ;

г) ничего не говорите, позволяя другому человеку продолжать свою речь;

д) говорите: «Замолчите! Вы меня перебили!»

  1. Кто-либо просит вас сделать что-либо, что помешало бы вам осуществить свои планы. В этих условиях вы обычно:

а) говорите: «Я действительно имел другие планы, но я сделаю то, что вы хотите»;

б) говорите: «Ни в коем случае! Поищите кого-нибудь еще»;

в) говорите: «Хорошо, я сделаю то, что вы хотите»;

г) говорите: «Забудьте, убирайтесь прочь с вашей просьбой»;

д) говорите: «Я уже приступил к осуществлению других планов. Может быть, когда-нибудь потом».

  1. Вы видите кого-либо, с кем хотели бы встретиться и познакомиться. В этой ситуации вы обычно:

а) радостно окликаете этого человека и идете ему навстречу;

б) подходите к этому человеку, представляетесь и начинаете с ним разговор;

в) подходите к этому человеку и ждете, когда он заговорит с вами;

г) подходите к этому человеку и начинаете рассказывать о

каких-либо делах, совершенных вами;

д) ничего не говорите этому человеку.

  1. Кто-либо, кого вы раньше не встречали, останавливается и окликает вас возгласом «Привет!» В таких случаях вы обычно:

а) говорите: «Что вам угодно?»;

б) не говорите ничего;

в) говорите: «Оставьте меня в покое. Убирайтесь прочь!»;

г) произносите в ответ «Привет!», представляетесь и просите этого человека представиться в свою очередь;

д) киваете головой, произносите «Привет!» и проходите мимо.

 

ЛИДЕР И СПЛОЧЕННОСТЬ ГРУППЫ

Тема: Лидер и сплоченность группы.
Цель: Определение ценностно-ориентационного единства и структуры группы.
Оценка способности человека быть лидером.
Материалы: круг, диаметром 15 сантиметров, ножницы.
                                                            Ход работы:
1. Определение ценностно-ориентационного единства группы (ЦОЕ).
Учащимся предлагается анкета, каждые пять качеств, которой характеризуют отношения к учебе (1, 6, 16, 18, 25), стиль поведения и деятельности (3, 7, 9, 12, 27), знания (2, 5, 14, 21, 32), качества ума (4, 20, 24, 30, 34), учебно-организационные умения (8, 13, 15, 22, 26), отношение к товарищам (11, 17, 23, 29, 33), отношение к себе (10, 19, 28, 31, 35).
Инструкция: Выберите из предложенных 35 качеств только 5, которые, по вашему мнению, являются необходимыми и наиболее важными для успешного выполнения совместной учебной работы.
                                                         Качества личности:
1. Дисциплинированность                                                      19. Коллективизм
2. Эрудированность                                                                 20. Прилежание
3. Сознание общественного долга                                         21. Требовательность к себе
4. Сообразительность                                                              22. Критичность
5. Начитанность                                                                       23. духовное богатство
6. Трудолюбие                                                                         24. Умение объяснить задачу
7. Идейная убежденность                                                       25. Честность
8. Умение контролировать работу                                        26. Инициативность
9. Моральная воспитанность                                                 27. Внимательность
10. Самокритичность                                                              28. Ответственность
11. Отзывчивость                                                                    29. Принципиальность
12. Общественная активность                                               30. Самостоятельность
13. Умение планировать работу                                            31. Общительность
14. Любознательность                                                            32. Рассудительность
15. Умение работать с книгой                                               33. Скромность
16. Целеустремленность                                                        34. Осведомленность
17. Справедливость                                                                35. Оригинальность
18. Уверенность в себе.

Обработка полученных данных:
Составляется матрица следующего вида.  

№ п/п

Фамилии учащихся

Качества личности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

34

35

1

Антонова

+

 

+

 

 

+

+

 

+

 

 

 

 

2

Буланова

 

 

+

 

 

+

+

 

+

 

 

+

 

3

Васильев

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

 

 

 

4

Дятлова

+

 

 

+

 

+

+

 

 

+

 

 

 

5

Иглов

 

+

+

 

 

 

+

 

+

 

 

 

+

6

Климов

+

 

 

 

 

+

+

 

+

 

 

+

 

7

Леонов

+

 

+

+

 

+

+

 

 

 

 

 

 

8

Никитина

 

 

 

 

+

+

+

 

+

 

 

 

+

9

Орехов

+

 

+

 

 

+

+

 

+

 

 

 

 

10

Орфеева

+

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

11

Павлов

 

 

+

 

 

+

+

 

 

 

 

 

 

12

Родных

+

+

+

 

 

+

+

 

 

 

 

 

 

13

Семенчук

 

 

+

 

 

+

+

 

+

 

 

 

 

14

Тимофеева

+

 

 

 

 

 

 

 

+

+

 

+

 

15

Устюгова

+

 

+

 

 

+

+

 

 

+

 

 

 

Сумма выборов

10

2

10

2

2

11

13

0

9

3

 

3

2

В ней в каждой строке отмечаются те пять номеров (качеств), которые выбрал данный учащийся. Затем по столбцам подсчитывается количество выборов каждого качества. Коэффициент, характеризующий степень ценностно-ориентационного единства учащихся группы (С) вычисляется по следующей формуле:
С = 1,4n – N/6N
Где n — сумма выборов, приходящаяся на пять качеств личности, получивших максимальное число выборов, N — число учащихся, принявших участие в эксперименте. Для данных приведенных в матрице, коэффициент ценностно-ориентационного единства группы будет равен:
С=(1,4х(10+10+11+1З+9)— 15)/6х15 = 0,66
С > 0,5 считается высоким показателем и свидетельствует о том, что группу можно считать коллективом. Если 0,3< С <0,5, то группа промежуточная по уровню развития ЦОЕ. Наконец, С < 0,3 свидетельствует о недостаточном ЦОЕ и развитии класса как коллектива.
Если наиболее весомые качества принадлежат одной группе свойств, значит учащиеся связывают успех своей совместной деятельности с той сферой, которую эти качества характеризуют. Например, для приведенного примера наиболее ценными качествами оказались сознание общественного долга (3), идейная убежденность (7), моральная воспитанность (9), которые характеризуют стиль поведения и деятельности, а также дисциплинированность (1), трудолюбие (6), характеризующие отношение к учебе. Следовательно, учащиеся этой группы связывают успех своей совместной деятельности, прежде всего с собственным стилем поведения и деятельности, а также положительным отношением к учебе.

2. Групповой пирог. Анализ структуры группы.
Представьте себе, что нарисованный круг — это круговая диаграмма, представляющая членов вашей учебной или дискуссионной группы, и разделите ее, как пирог, на куски (по одному на человека). Размер каждого куска должен отражать размер вклада каждого человека в деятельность группы. Обязательно отрежьте кусок и для себя и для вашего преподавателя и обозначьте на каждом куске фамилию и инициалы того, для кого он предназначен.
1. Какими критериями вы пользовались для определения размера вклада каждого человека в деятельность группы (например, сколько он говорит, качество его высказываний, количество интересных вопросов, влияние на других)?
2. Расскажите, каким образом вы делили пирог. Дали ли вы всем одинаковые куски,
или вы дали некоторым людям куски значительно большего размера, чем другим?
3. Назовите трех человек, которые получили самые большие куски, действовали ли
они как лидеры группы? Если да, то опишите те аспекты их лидерского поведения,
которые не указаны в пункте 1.
4. Как вы оценили себя по сравнению с другими членами группы? Какую роль вы играли в группе? Как вы вели себя во время групповых дискуссий?
 
3. Определение способности человека быть лидером.
Данное качество немаловажно для педагога, поскольку он должен быть лидером, по крайней мере — в детском коллективе.
В данной методике испытуемый отвечает на 50 вопросов, и по его ответам на эти вопросы делается вывод о том, обладает ли он персональными психологическими качествами, необходимыми лидеру.

 Из двух предложенных вариантов ответа на каждый вопрос необходимо выбрать и отметить только один.
Текст опросника
1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих?
а) да,        б) нет.
2. Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение по службе, чем вы?
а) да,        б) нет.
3. Находясь на собраний людей, равных вам по служебному положению, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо?
а) да,        б) нет.
4. Когда вы были ребенком, нравилось ли вам быть лидером среди сверстников?
а) да,        б) нет.
5. Испытываете ли вы удовольствие, когда вам удается убедить кого-то в чем-то?
а) да,        б) нет.
6. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком?
а) да,        б) нет.
7. Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей»?
а) да,        б) нет.
8. Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить вашу профессиональную активность?
а) да,          б) нет.
9. Теряли ли вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми?
а) да,          б) нет.
10. Доставляет ли вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются вас?
а) да,          б) нет.
11. Стараетесь ли вы занимать за столом (на собрании, в компании и т.п.) такое место, которое позволяло бы вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию?
а) да,          б) нет.
12. Считаете ли вы, что производите на людей внушительное (импозантное) впечатление?
а) да,          б) нет.
13. Считаете ли вы себя мечтателем?
а) да,          б) нет
14. Теряетесь ли вы, если люди, окружающие вас, выражают несогласие с вами?
а) да,          б) нет.
15. Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией рабочих, спортивных и других команд и коллективов?  
а) да,          б) нет.
16. Если то, что вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то вы:
а) будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-нибудь другого;
б) возьмете на себя ответственность и сами доведете дело до конца.
17. Какое из этих двух мнений вам ближе:
а) настоящий руководитель должен уметь сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем;
б) настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам.
18. С кем вы предпочитаете работать?
а) с покорными людьми,
б) с независимыми и самостоятельными людьми.
19. Стараетесь ли вы избегать острых дискуссий?
а) да,           б) нет.
20. Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца?
а) да,           б) нет.
21. Умеете ли вы в дискуссии на профессиональную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?
а) да,           б) нет.
22. Представьте себе такую сцену: во время прогулки с друзьями по лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер, и нужно принимать решение. Как вы поступите?
а) дадите возможность принять решение наиболее компетентному из вас;
б) просто не будете ничего делать, рассчитывая на других.
23. Есть такая пословица: «Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе». Справедлива ли она?
а) да,           б) нет.
24. Считаете ли вы себя человеком, оказывающим влияние на других?
а) да,           б) нет.
25. Может ли неудача в проявлении инициативы заставить вас больше никогда этого не делать?
а) да,           б) нет.
26. Кто, с вашей точки зрения, истинный лидер?
а) самый компетентный человек;
б) тот, у кого самый сильный характер.
27. Всегда ли вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей?
а) да,           6) нет.
28. Уважаете ли вы дисциплину?
а) да,           б) нет.
29. Какой из следующих двух руководителей для вас предпочтительнее?
а) тот, который все решает сам;
б) тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других.
30. Какой из следующих стилей руководства, по вашему мнению, наилучший для работы учреждения того типа, в котором вы работаете?
а) коллегиальный,          
б) авторитарный.
31. Часто ли у вас создается впечатление, что другие злоупотребляют вами?
а) да,          б) нет.
32. Какой из следующих двух «портретов» больше напоминает вас?
а) человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет;
б) человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый.
33. Как вы поведете себя на собрании и совещании, если считаете ваше мнение единственно правильным, но остальные с ним не согласны?
а) промолчу,
б) буду отстаивать свое мнение.
34. Подчиняете ли вы свои интересы и поведение других людей делу, которым занимаетесь?
а) да,          б) нет.
35. Возникает ли у вас чувство тревоги, если на вас возложена ответственность за какое- либо важное дело?
а) да,          б) нет.
36. Что бы вы предпочли?
а) работать под руководством хорошего человека;
б) работать самостоятельно, без руководителя.
37. Как вы относитесь к утверждению: «для того, чтобы семейная жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов»?
а) согласен,           
б) не согласен.
38. Случалось ли вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а не исходя из собственной потребности?
а) да,            б) нет.
39. Считаете ли вы свои организаторские способности хорошими?
а) да,            б) нет.
40. Как вы ведете себя, столкнувшись с трудностями?
а) у меня опускаются руки;
б) у меня появляется сильное желание их преодолеть.
41. Делаете ля вы упреки людям, если они этого заслуживают?
а) да,            б) нет.
42. Считаете ли вы, что ваша нервная система способна выдержать жизненные нагрузки?
а) да,            б) нет.
43. Как вы поступите, если вам предложат произвести реорганизацию вашего учреждения?
а) введу нужные изменения немедленно;
б) не буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю.
44. Сумеете ли вы прервать слишком болтливого собеседника, если это необходимо?
а) да,            б) нет.
45. Согласны ли вы с утверждением: «для того, чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»?
а) да,           б) нет.
46. Считаете ли вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающееся?
а) да,           б) нет.
47. Кем вы предпочли бы стать?
а) художником, поэтом, композитором, ученым;
б) выдающимся руководителем, политическим деятелем.
48. Какую музыку вам приятнее слушать?
а) могучую и торжественную,
б) тихую и лирическую.
49. Испытываете ли вы волнение, ожидая встречи с важными и известными людьми?
а) да,            б) нет.
50. Часто ли вы встречали людей с более сильной волей, чем ваша?
а) да,            б) нет.

Оценка результатов и выводы:
В соответствии со следующим ключом определяется сумма баллов, полученных испытуемым.
Ключ: 1а, 2а, 3б, 4а, 5а, 6б, 7а, 8б, 9б, 10а, 11а, 12а, 13б, 14б, 15а, 16б, 17а, 18б, 19б, 20а, 21а, 22а, 23а, 24а, 25б, 26а, 27б, 28а, 29б, 30б, З1а, 32а, 33б, 34а, 35б, 36б, 37а, 38б, 39а, 40б, 41а, 42а, 43а, 44а, 45б, 46а, 47б, 48а, 49б, 50б.
За каждый ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый получает 1 балл, в другом случае — 0 баллов.
Если сумма баллов оказалась до 25 баллов, то качества лидера выражены слабо. Если сумма баллов в пределах от 26 до 35, то качества лидера выражены средне. Если сумма баллов оказалась равной от 36 до 40, то лидерские качества выражены сильно.
Наконец, если сумма баллов больше, чем 40, то данный человек, как лидер, склонен к диктату,
для роли педагога лучше всего подходит человек, у которого лидерские склонности выражены средне или сильно, но без диктата.

 

КОМПЛЕКСНАЯ ИНДИКАЦИЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА

КОМПЛЕКСНАЯ ИНДИКАЦИЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА (индикатор - прибор, устройство, элемент, отражающий какой-нибудь процесс, состояние наблюдаемого объекта).

Ход исследования:

Выявляются лидеры по 5 видам деятельности:

  1. учебная деятельность;
  2. общественная деятельность;
  3. спортивная деятельность;
  4. культурно-массовая деятельность;
  5. трудовая деятельность.

Каждый член коллектива должен ответить на 5 вопросов анкеты, суть которых заключается в том, чтобы определить лидеров по 5 видам деятельности, максимальное количество выборов по каждому вопросу — 5 человек (в эти 5 человек можно включать и свою кандидатуру).

Вопросы:

1. Выберите из группы 5 человек, кто бы мог представлять и защищать интересы коллектива на смотре знания, олимпиаде.

2. Выберите из группы 5 человек, кто бы мог представлять и защищать интересы группы в деканате, на общефакультетских собраниях.

3. Выберите из группы 5 человек, кто бы мог представлять и защищать спортивную честь коллектива.

4. Выберите из группы 5 человек, кто бы мог организовать, провести, участвовать в культурно-массовых мероприятиях, смотрах художественной самодеятельности.

5. Выберите из группы 5 человек, кто может трудиться сам и организовать на труд других.

 

список группы

учебная

общественная

спортивная

культ­массовая

трудовая

1.

//////////- 10

 

 

 

 

2.

///////// - 9

 

 

 

 

3.

//////// - 8

 

 

 

 

//////// - 8

 

 

 

 

32.

/////// - 7

 

 

 

 

По каждому виду деятельности выбирается 5 человек, набравших максимальное количество баллов:

10+9+8+8+7 ~ 8,4 (средний балл)

        5

Единство мнений в %:

32- 100%

8,4- Х%

Х = 8,4 * 100%

            32

Х ≈ 30%

После того, как будет вычислен коэффициент единства мнений по каж­дому виду деятельности, строится график:

 
  

 

Анализ полученных данных

 

Если большая часть графика попадает в зону высокого самоуправления, то это обозначает, что в данной группе знают своих лидеров, существует четкое распределение ролей, но это не дает возможности для творческого роста каждого члена группы.

Если большая часть графика попадает в зону среднего самоуправления, то это свидетельствует о том, что в группе знают своих лидеров, но есть возможность для творческого роста каждого члена коллектива.

Если большая часть графика попадает в зону низкого самоуправления, то можно сделать вывод, что в группе не знают своих лидеров, что обозначает:

1) группа только что сформирована;

2) в группе царит атмосфера непонимания, каждый стремится занять лидирующую позицию, не прислушиваясь к мнению своих одногруппников;

3) в группе царит безразличие; никто не хочет брать на себя лидирующие позиции.

Вопросы:

1. Выберите из группы 5 человек, кто бы мог представлять и защищать интересы коллектива на смотре знания, олимпиаде.

2. Выберите из группы 5 человек, кто бы мог представлять и защищать интересы группы в школе, на общешкольных собраниях.

3. Выберите из группы 5 человек, кто бы мог представлять и защищать спортивную честь коллектива.

4. Выберите из группы 5 человек, кто бы мог организовать, провести, участвовать в культурно-массовых мероприятиях, смотрах художественной самодеятельности.

5. Выберите из группы 5 человек, кто может трудиться сам и организовать на труд других.

список группы

учебная

общественная

спортивная

культ­массовая

трудовая

Тимофей  

 

 

 

 

 

Регина 

 

 

 

 

 

Настя 

 

 

 

 

 

Сергей  

 

 

 

 

 

Костя  

 

 

 

 

 

Миша  

 

 

 

 

 

Аня  

 

 

 

 

 

Катя  Клюева

 

 

 

 

 

Каролина  Козырь

 

 

 

 

 

Дима  

 

 

 

 

 

 Люба  

 

 

 

 

 

Вова  

 

 

 

 

 

Кирилл  

 

 

 

 

 

Виталя  

 

 

 

 

 

Юля  

 

 

 

 

 

 Григорий  

 

 

 

 

 

 Настя  

 

 

 

 

 

 

ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ (ФИДЛЕРА)

Членам группы раздаются заранее подготовленные бланки,  и предлагается оценить те или иные особенности эмоционального состояния (психологического климата) по 7-балльной шкале.

Обработка полученных данных: Сложить оценки во всех  вопросах левой стороны – сумма А; сложить оценки правой стороны во всех вопросах – сумма В; найти разницу С = А – В. Если С равно нулю или имеет отрицательную величину, то имеем ярко выраженный неблагоприятный психологический климат с точки зрения индивида. С – более 25 – психологический климат благоприятен. Если С менее 25 – климат неустойчиво благоприятен. Рассчитывают среднегрупповую оценку психологического климата по формуле:   С =   С/ N, где  N число членов группы.

Процент людей, оценивающих климат как неблагоприятный, определяется по формуле:

n (С- ) / N х 100 %, где n (С- ) – количество людей, оценивающих климат коллектива как неблагоприятный, N число членов группы.

Обработка полученных данных осуществляется в несколько этапов.

Первый этап: необходимо сложить все абсолютные величины сначала (+), потом (-) оценок, данных каждым участником опроса. Затем из большей величины вычесть меньшую. Получается цифра с положительным или отрицательным знаком. Так обрабатывают ответы каждого члена коллектива.

Второй этап: все цифры, полученные после обработки ответов каждого педагога (ученика), необходимо сложить и разделить на количество отвечавших. Затем полученную цифру сравнивают с «ключом» методики: +22 и более — это высокая степень благоприятности социально-психологического климата; от 8 до 22 — средняя степень благоприятности социально-психологического климата; от 0 до 8 — низкая степень (незначительная) благоприятности; от 0 до (-8) — начальная неблагоприятность социально-психологического климата; от (-8) до (-10) средняя неблагоприятность; от (-10) и ниже в отрицательную сторону — сильная неблагоприятность.

Такой подсчет можно сделать по каждому свойству:

а) записать, а затем сложить оценки, данные отдельному свойству каждым участником опроса;

б) полученную цифру разделить на число участников. Когда будут подсчитаны индексы по каждому свойству, выстраивают ранжированный ряд из этих цифр, по степени убывания их величины. Таким образом, мы выявляем свойства, способствующие как сплочению коллектива (положительные), так и его разобщению (свойства с отрицательным знаком).

Описанная методика диагностирует уровень сформированности группы как коллектива и позволяет (при многократном исследовании) проследить динамику его развития (тех свойств, которые «заложены» в опросном листе).       

 

Инструкция: Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные свойства психологического климата в Вашем коллективе.

Прочтите сначала предложенные слева, затем справа и после этого знаком «+» отметьте в средней части листа ту оценку, которая соответствует истине, по Вашему мнению.

Оценки:  3 — свойство проявляется в коллективе всегда;        
2 — свойство проявляется в большинстве случаев;               
1 — свойство проявляется нередко;             
0 — проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство.

А

+3

+2

+1

0

-1

-2

-3

Б

В коллективе царит доброжелательность во взаимоотношениях и взаимопонимание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В коллективе постоянно пессимистическое       настроение, апатия ко всему, легко возникают конфликты

В коллективе высоко ценится принципиальность, честность, бескорыстие, велико стремление к коллективному труду

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принципиальность, честность, бескорыстие здесь не ценятся, нет стремления к коллективному труду

Члены   коллектива  стремятся общаться   и   сотрудничать   с другими коллективами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Члены  коллектива  стремятся обособиться от других коллективов

 

В отношениях между группировками   внутри   коллектива существует взаимопонимание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группировки       конфликтуют между собой

 

Коллективу   нравится   бывать вместе, участвовать в совместных делах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Члены коллектива проявляют отрицательное   отношение   к тесному общению

Успехи или неудачи отдельных членов  коллектива  вызывают сопереживание    и    искреннее участие всех других

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Успехи или неудачи оставляют равнодушными   остальных,   а иногда вызывают чувство зависти и злости

Преобладают одобрение поддержка; упреки и критика высказываются с добрыми побуждениями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов

 

Члены коллектива с уважением относятся к мнению другим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпимым к мнению других

В трудных ситуациях происходит эмоциональное объединение коллектива по принципу «один за всех и все за одного»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В трудных ситуациях в коллективе возникают конфликты

 

Достижения или неудачи всего коллектива переживаются всеми членами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Достижения или неудачи коллектива не находят отклик у его членов

Коллектив     доброжелательно относится   к   новым   членам, старается помочь им освоится

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новые члены коллектива чувствуют себя лишними, к ним нередко проявляется враждебное отношение

Коллектив быстро откликается на любое полезное для  всех дело

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коллектив не откликается ни на какое- полезное для всех дело, каждый думает только о собственных интересах

В коллективе справедливо относятся ко всем членам., здесь всегда поддерживают слабых

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коллектив заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых»

К   похвалам   и   поощрениям коллектива относятся с одобрением и чувством гордости

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К   похвалам   и   поощрениям коллектива   относятся  равнодушно