–егистраци€
ѕлох тот воспитатель детей, который не помнит своего детства
Ёбнер Ёшенбах
—ертификат владельца сайта
—ертификат владельца сайта http://www.saidova-viknik.ru/
—ейчас на сайте: 11

¬ерси€ дл€ слабовид€щих

—оветы родител€м выпускников

     —емейна€ атмосфера выпускника в наше врем€ €вл€етс€ главным фактором успешной адаптации к подготовке и сдаче экзаменов, к социально-психологической адаптации в новой социальной ситуации.

       ¬ этой ситуации родител€м, прежде всего, должно быть присуще умение владеть собой, быть ответственными, сильными, активными и в то же врем€ тонкими и чуткими, понимать эмоциональное состо€ние своего ребЄнка, помочь ему освободитьс€ от негативных эмоций.    

       –одители должны помочь выпускнику в развитии позитивного представлени€ о себе путЄм внимательного отношени€ и поощрени€ его де€тельности, создава€ благопри€тную атмосферу доброжелательности.

    ѕомните, что недостаток положительного стимулировани€ и преобладани€ отрицательной оценки со стороны родителей в процессе подготовки выпускника к экзамену вызывает чувство внутренней незащищЄнности, неуверенности в себе и страха перед предсто€щими испытани€ми.

    „тобы помочь своему ребЄнку в подготовке и сдаче экзаменов, постарайтесь заранее смоделировать ситуацию испытаний вместе с ним. ƒл€ этого поговорите с выпускниками прошлого года, их родител€ми, посетите вуз, в который будет поступать ваш ребЄнок.

    ѕодберите оптимальные решени€ ситуаций, которые могут возникнуть на экзамене, учитыва€ индивидуальные психологические и физиологические особенности вашего ребЄнка. Ќайти сегодн€ литературу по аутотренингам, саморегул€ции, ауторелаксации не составит большого труда дл€ вас. ѕостарайтесь сами научитьс€, а также научить своего ребЄнка приЄмам расслаблени€ и саморегул€ции. ѕроиграйте соответствующую ситуацию, в которой это умение пригодитс€ вашему ребЄнку на экзамене.

    ќчень важна ваша психологическа€ поддержка выпускнику, если он не поступит в вуз. ¬ ситуации неуспеха выпускник остро испытывает чувство разочаровани€, обиды, вины за неоправданные надежды родителей. ѕреодолеть или существенно см€гчить напр€жЄнное состо€ние выпускника, вызванное возникшей проблемой, об€заны родители. Ќеобходимо вместе с ним продумать возможные способы выхода из создавшейс€ ситуации, не драматизиру€ еЄ. ѕостарайтесь сами прин€ть и помочь прин€ть ребЄнку возникшую ситуацию.

     ”мение сконцентрироватьс€ на положительном в любой ситуации поможет успокоитьс€, сориентироватьс€ и найти правильное решение, снизить субъективную значимость проблемной ситуации. Ќе стоит идти на поводу своих страстей и эмоций, лучше попробовать снизить значимость проблемы дл€ себ€ и ребЄнка, например, скажите: "Ёто дл€ мен€ не так важно, как здоровье моего ребЄнка, как благополучие нашей семьи. Ќичего страшного не произошло! ¬сЄ можно исправить!".

     ∆изни без проблем не бывает, поэтому у каждого человека всегда есть проблемы; решив одну проблему, человек сталкиваетс€ с другой; уход€ от одних проблем, он об€зательно найдЄт новые проблемы. ќчень многого можно добитьс€, если в своих действи€х руководствоватьс€ принципами: "я должен", "я могу". „еловек предрекает себе успех, предпринима€ действи€ с самоориентацией на достижение позитивного результата.

—оветы родител€м:

Ќе секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит от настро€ и отношени€ к этому родителей. „тобы помочь дет€м как можно лучше подготовитьс€ к экзаменам, попробуйте выполнить несколько советов:

  1. Ќе тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене. ¬нушайте ему мысль, что количество баллов не €вл€етс€ совершенным измерением его возможностей.
  2. Ќе повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов – это отрицательно скажетс€ на результате тестировани€. –ебенок в силу возрастных особенностей может не справитьс€ со своими эмоци€ми и «сорватьс€».
  3. ќбеспечьте дома удобное место дл€ зан€тий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
  4. ѕомогите дет€м распределить темы подготовки по дн€м.
  5. ќзнакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. ѕодготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету и потренируйте ребенка, ведь тестирование отличаетс€ от привычных дл€ него письменных и устных экзаменов.
  6. ¬о врем€ тренировки по тестовым задани€м приучайте ребенка ориентироватьс€ во времени и уметь его распредел€ть. ≈сли ребенок не носит часов, об€зательно дайте ему часы на экзамен.
  7. Ќе попрекайте ребенка деньгами, заплаченными репетитору. Ёто может вызвать чувство вины, а значит, и еще один стресс. 
  8. Ќе обещайте за хорошо сданные экзамены золотые горы. ћало того что ребенок будет думать во врем€ подготовки больше о награде, чем об экзамене и его результатах, так еще и на самом экзамене ребенок не сможет сконцентрироватьс€
  9. ѕодбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе.
  10.  онтролируйте режим подготовки ребенка к экзаменам, не допускайте перегрузок;
  11. ќбратите внимание на питание ребенка. “акие продукты как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
  12. Ќакануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспатьс€.
  13. ѕомните, здоровье вашего ребенка важнее, чем оценка. Ќаверное, в доме в эту пору должно быть тише и спокойнее, чем обычно. јтмосфера в семье вообще много стоит, а теперь и подавно. »збегайте конфликтов и снимайте напр€жение. Ќаучите детей верить, что им об€зательно повезет. » не только на экзамене!
  14. Ќе критикуйте ребенка после экзамена.
  15. ѕомните: главное – снизить напр€жение и тревожность ребенка и обеспечить ему подход€щие услови€ дл€ зан€тий.

      ≈сли ваш ребенок получил оценку ниже, чем хотелось бы, или вовсе провалил вступительный экзамен, помогите ему справитьс€ с этой бедой. Ќе осуждайте и не насмехайтесь над ним, вместо этого воспользуйтесь возможностью пон€ть, в чем причина неудачи, обсудите, какие выводы можно сделать и что означает в данном случае пресловутое «не повезло». 

 


ѕодростки и их родители

–одители и воспитание

  • Ќе требуйте от ребенка совершенства там, где оно не €вл€етс€ необходимостью. ¬ любой ситуации сохран€йте спокойствие и не поддавайтесь на эмоциональные манипул€ции подростка.

  • Ѕудьте физически и эмоционально доступны дл€ ребенка, не пыта€сь контролировать каждое его действие. Ћучше всего предоставить именно ему право выбирать врем€ и длительность общени€. ѕостарайтесь всегда откликатьс€ на просьбы ребенка о внимании.

  • ≈сли ребенок нуждаетс€ в вашей помощи, вы€сн€йте, кака€ именно поддержка нужна подростку, и обеспечивайте именно ее, не дума€, что вы лучше знаете, как ему помочь. ¬сегда предлагайте как можно больше альтернативных решений в разборе сложной ситуации.

  • ”станавливайте теплые при€тельские отношени€ с родител€ми друзей вашего ребенка.

  • ќбеспечьте ребенку такие услови€ жизни, чтобы в случае непри€тностей он в первую очередь искал поддержки у вас, не опаса€сь наказаний или осуждени€.
  • –одители должны помнить, что их дети очень не похожи на тех подростков, какими были они сами двадцать лет назад. ” вашего ребенка гораздо больше соблазнов, чем было у вас, при том, что физиологически дети не изменились, разве что взросление и половое созревание происходит немного раньше, чем происходило у вас.

  • ќсновные стратегии «выживани€» дл€ родителей подростков:
  • –одител€м следует помнить, что подростки крайне обеспокоены своим телом и темой секса. Ќормальны ли они?  ак их воспринимают окружающие, особенно противоположного пола? ѕомните, что интерес ребенка четырнадцати лет к половым вопросам – абсолютно нормальное €вление и не означает, что подросток собираетс€ немедленно вступить в сексуальные отношени€. Ќе поддавайтесь соблазну обозвать резко изменившеес€ поведение ребенка аморальным, неправильным или нездоровым. “акже остерегайтесь судить о том, что представл€ет собой ваш подросток, исход€ из своих домыслов и чувств.

  • ќтличительна€ черта подросткового периода – повышенна€ эмоциональность. ќчень часто подросток чувствует себ€ чрезмерно смущенным, беззащитным и одиноким, в частности оттого, что обнаруживает хрупкость и ненадежность отношений со сверстниками.

  • ѕодросток остро нуждаетс€ в личном пространстве, в том числе и дл€ того, чтобы подолгу рассматривать свое мен€ющеес€ тело. ¬ идеале ребенку старше одиннадцати – двенадцати лет нужна отдельна€ комната, но если у вас нет возможности обеспечить ему собственное помещение, выделите подростку угол, где его никто не будет беспокоить – ни вы, ни брать€ и сестры.

  • Ќикогда и ни при каких услови€х нельз€ дразнить подростка на тему его внешности, подшучивать над его телом, поскольку это может привести к неуверенности в себе и посто€нному смущению.

  • “о, что подросток ищет разные пути обретени€ независимости, нормально и не должно расцениватьс€ родител€ми в качестве потери контакта с ребенком или полной утраты авторитета. –ебенок может не хотеть присоедин€тьс€ к семейным сборищам по праздникам, сопротивл€тьс€ вступлению родителей в родительский комитет, сблизитьс€ с другим взрослым человеком вне семьи (учитель, родитель друга и т.п.).

  • „тобы оказать максимальную пользу растущему подростку, родител€м необходимо оставатьс€ посто€нными и последовательными в своих реакци€х. ѕоддерживайте идеи ребенка, не доминиру€ и не подавл€€ своим авторитетом развивающуюс€ личность подростка.

  • Ѕольшинство шестнадцатилетних детей сосредоточены на школьной и околошкольной жизни. ќни выбирают друзей из представителей своего пола. Ќередки ситуации, когда лучший друг становитс€ человеком, замещающим фигуры родителей, самым близким существом. ќднако дружба между подростками не очень крепка, может внезапно разрушитьс€ от сплетен, непонимани€ или других факторов, и очень больно ранить ребенка.

  • ѕодросток учитс€ уважать права и потребности окружающих. ѕомочь ему можно, прос€ соблюдать семейные правила, очерчива€ собственные границы дозволенного. ” каждого члена семьи должны быть собственные об€занности по дому, в том числе и у подростка. »збегайте контрол€ и напоминаний. ≈сли дело не сделано, а ваше терпение заканчиваетс€, старайтесь не ругать ребенка, а говорить о своих чувствах, о том, как вам обидно и непри€тно, что не выполн€ютс€ совместно прин€тые договоренности.

  • –одители дл€ подростка остаютс€ оплотом этики, морали и нравственности.

  • ѕодростку важны школьные меропри€ти€ и участие в групповых авантюрах.

  • „тобы предотвратить серьезные психические срывы, будьте особенно внимательны к настроению ребенка. ќсобо опасны депрессии и употребление наркотиков.


’арактеристики родителей, которые могут помочь подростку стать взрослым

ћудрый родитель:

  • »ллюстраци€ с сайта http://www.gettyimages.com/«нает особенности подросткового периода, представл€ет, чего можно ожидать от ребенка.

  • ’валит, поддерживает и поощр€ет ребенка и его зан€ти€. ¬ыказывает искренний интерес чувствами подростка.

  • ќрганизовывает семейные и дружеские меропри€ти€, где подросток участвует наравне со взрослыми.

  • ѕоощр€ет разумную и безопасную независимость и самосто€тельность подростка, довер€ет ему в выборе друзей и интересов вне дома. ѕри этом всегда готов дать родительский совет и объ€снить, почему компании подростков бывают разными, и чего следует остерегатьс€.

  • Ќаходит врем€, чтобы выслушать подростка, побыть с ним, когда ему это нужно.

  • ”станавливает разумные и не чрезмерно жесткие правила поведени€ в семье, следит за их исполнением, не унижа€ ребенка нотаци€ми и упреками. ¬сегда и во всем придерживаетс€ непреложного принципа уважени€ к ребенку и его личной ответственности.

  • ”станавливает штрафные санкции за несоблюдение общеприн€тых правил. Ќе повышает голоса, не запугивает и не устраивает скандалов. „етко соблюдает все договоренности, исполн€ет обещанное, невзира€ на обсто€тельства, и последовательно и твердо претвор€ет в жизнь как награды, так и наказани€.

  • Ќе оставл€ет подростка одного на больший срок, чем это необходимо, чтобы закончить работу и доехать до дома. ќбеспечивает ребенку компанию взрослого человека, если вынужден задержатьс€ дольше обычного.

  • ƒает ребенку посильные поручени€ и обеспечивает адекватную награду за труды.

  • ¬ыдел€ет фиксированную ежемес€чную (еженедельную) сумму на карманные расходы и не контролирует траты.

  • ƒемонстрирует заинтересованность успеваемостью ребенка и проповедует необходимость получени€ знаний.

  • ѕолучает удовольствие от совместных с ребенком зан€тий.

  • √ордитс€ способност€ми, успехами и достижени€ми подростка.

  • ќбеспечивает подростку информационную поддержку о вариантах развити€ событий. ƒовер€ет ребенку прин€тие решений на основании имеющейс€ информации.

  • ¬сегда находитс€ на стороне ребенка и готов выслушать, пон€ть, прин€ть и простить в случае ошибки. ¬сегда готов прийти на помощь.

  • ”важает право подростка на уединение и личное пространство.

  • Ќе критикует при ребенке другого родител€. –ебенку необходимо любить и уважать обоих родителей.

  • ѕоднимает самооценку ребенка путем похвал и одобрени€. ќтмечает все успехи и достижени€ ребенка, а также попытки сделать что-либо хорошее.

  • Ќе критикует, не пилит, не ругает ребенка за несделанное. »спользует тактику положительного подкреплени€.

  • Ќе пытаетс€ быть лучшим другом подростку. ѕомнит, что его роль – быть принимающим и чутким родителем и наставником.

  • ¬ыказывает уважение подростку. —читаетс€ с его мнением, выслушивает его спокойно, не перебива€ и не доказыва€, что ребенок неправ, даже если убежден в своей правоте.

  • — удовольствием знакомитс€ с друзь€ми ребенка. »збегает суждений на основании внешности или первого впечатлени€. Ќикогда не отзываетс€ о друзь€х ребенка плохо, даже если они очень не нрав€тс€.

  • √остеприимен, с радостью принимает дома друзей подростка.

  • ѕозвол€ет подростку принимать решени€, которые не могут навредить его здоровью и безопасности, например, выбирать стиль одежды.

  • ¬овлекает подростка в дела семьи, в которых требуетс€ прин€ть решение, касающеес€ всех ее членов.

  • ѕринимает на себ€ ответственность за сексуальное образование подростка. ¬ частности, проводит беседы, предлагает книги дл€ самосто€тельного чтени€.


ѕризнаки нормально растущего подростка

  • ¬ерит в то, что в любом случае все будет хорошо.

  • Ќаходитс€ в хорошей физической форме, здоров или изо всех сил стремитс€ поправитьс€, если чем-то болеет; обладает отменным аппетитом.

  • ќбладает уверенностью в себе (под уверенностью в себе мы подразумеваем гордость за себ€ и твердую веру в собственную способность к выполнению всего задуманного).

  • — удовольствием общаетс€ со сверстниками (особенно одного с собой пола).

  • — радостью включаетс€ в любую развлекательную де€тельность.

  • ѕризнает важность правил и честной игры.

  • Ёнергичен, полон энтузиазма и любознательности.

  • ќсобо успешен в спорте или отличаетс€ драматическим, музыкальным, художественным талантом.

  • Ќеплохо учитс€ в школе, про€вл€ет способности выходить из сложных учебных ситуаций с помощью смекалки.

  • —пособен без напоминаний выполн€ть домашние задани€ (или с небольшими напоминани€ми со стороны родителей).

  • Ѕерет на себ€ ответственность за собственное здоровье.

  • Ѕез страха и стеснени€ задает родител€м любые вопросы.

  • ¬ целом сговорчив и доброжелателен, хот€ врем€ от времени может быть непоследовательным и непредсказуемым.


ѕодробнее на Medkrug.RU: http://www.medkrug.ru/kid_growth/show/year15#4


¬озрастные особенности учебной де€тельности старшеклассников: на заметку родител€м

 

 

 

 

—тарший школьный возраст. ¬ ранней юности учение продолжает оставатьс€ одним из главных видов де€тельности старшеклассников. ¬ св€зи с тем, что в старших классах расшир€етс€ круг знаний, что эти знани€ ученики примен€ют при объ€снении многих фактов действительности, они более осознанно начинают относитьс€ к учению. ¬ этом возрасте встречаютс€ два типа учащихс€: дл€ одних характерно наличие равномерно распределенных интересов, другие отличаютс€ €рко выраженным интересом к одной науке. ¬о второй группе про€вл€етс€ некотора€ односторонность, но это не случайно и типично дл€ многих учеников. ќсновы законодательства о народном образовании закрепили награждение оканчивающих среднюю школу похвальной грамотой ««а особые успехи в изучении отдельных предметов».

–азличие в отношении к учению определ€етс€ характером мотивов. Ќа первое место выдвигаютс€ мотивы, св€занные с жизненными планами учащихс€, их намерени€ми в будущем, мировоззрением и самоопределением. ѕо своему строению мотивы старших школьников характеризуютс€ наличием ведущих, ценных дл€ личности побуждений. —таршеклассники указывают на такие мотивы, как близость окончани€ школы и выбор жизненного пути, дальнейшее продолжение образовани€ или работа по избранной профессии, потребность про€вить свои способности в св€зи с развитием интеллектуальных сил. ¬се чаще старший школьник начинает руководствоватьс€ сознательно поставленной целью, по€вл€етс€ стремление углубить знани€ в определенной области, возникает стремление к самообразованию. ”чащиес€ начинают систематически работать с дополнительной литературой, посещать лекции, работать в школах юных математиков, юных химиков и т. п.

—тарший школьный возраст - это период завершени€ полового созревани€ и вместе с тем начальна€ стади€ физической зрелости. ƒл€ старшеклассника типична готовность к физическим и умственным нагрузкам. ‘изическое развитие благопри€тствует формированию навыков и умений в труде и спорте, открывает широкие возможности дл€ выбора профессии. Ќар€ду с этим физическое развитие оказывает вли€ние на развитие некоторых качеств личности. Ќапример, осознание своей физической силы, здоровь€ и привлекательности вли€ет на формирование у юношей и девушек высокой самооценки, уверенности в себе, жизнерадостности и т. д., наоборот, осознание своей физической слабости вызывает порой у них замкнутость, неверие в свои силы, пессимизм.

—тарший школьник стоит на пороге вступлени€ в самосто€тельную жизнь. Ёто создает новую социальную ситуацию развити€. «адача самоопределени€, выбора своего жизненного пути встает перед старшим школьником как задача первостепенной важности. Ўкольники старших классов обращены в будущее. Ёто нова€ социальна€ позици€ измен€ет дл€ них и значимость учени€, его задач и содержани€. —таршие школьники оценивают учебный процесс с точки зрени€ того, что он дает дл€ их будущего. ќни начинают иначе, чем подростки, смотреть на школу. ≈сли подростки смотр€т в будущее с позиции насто€щего, то старшие школьники на насто€щее смотр€т с позиции будущего.

¬ старшем школьном возрасте устанавливаетс€ довольно прочна€ св€зь между профессиональными и учебными интересами. ” подростка учебные интересы определ€ют выбор профессии, у старших же школьников наблюдаетс€ обратное: выбор профессии способствует формированию учебных интересов, изменению отношени€ к учебной де€тельности. ¬ св€зи с необходимостью самоопределени€ у школьников возникает потребность разобратьс€ в окружающем и в самом себе, найти смысл происход€щего. ¬ старших классах учащиес€ переход€т к усвоению теоретических, методологических основ, различных учебных дисциплин.
’арактерным дл€ учебного процесса €вл€етс€ систематизаци€ знаний по различным предметам, установление межпредметных св€зей. ¬се это создает почву дл€ овладени€ общими законами природы и общественной жизни, что приводит к формированию научного мировоззрени€.

—тарший школьник в своей учебной работе уверенно пользуетс€ различными мыслительными операци€ми, рассуждает логически, запоминает осмысленно. ¬ то же врем€ познавательна€ де€тельность старшеклассников имеет свои особенности. ≈сли подросток хочет знать, что собой представл€ет то или иное €вление, то старший школьник стремитс€ разобратьс€ в разных точках зрени€ на этот вопрос, составить мнение, установить истину. —таршим школьникам становитс€ скучно, если нет задач дл€ ума. ќни люб€т исследовать и экспериментировать, творить и создавать новое, оригинальное.
—тарших школьников интересуют не только вопросы теории, но самый ход анализа, способы доказательства. »м нравитс€, когда преподаватель заставл€ет выбирать решение между разными точками зрени€, требует обосновани€ тех или иных утверждений; они с готовностью, даже с радостью вступают в спор и упорно защищают свою позицию.

Ќаиболее частое и излюбленное содержание споров и задушевных бесед старшеклассников — это этические, нравственные проблемы. »х интересуют не какие-либо конкретные случаи, они хот€т знать их принципиальную сущность. »скани€ старших школьников проникнуты порывами чувства, их мышление носит страстный характер. —таршеклассники в значительной мере преодолевают свойственную подросткам непроизвольность, импульсивность в про€влении чувств. «акрепл€етс€ устойчивое эмоциональное отношение к разным сторонам жизни, к товарищам и к взрослым люд€м, по€вл€ютс€ любимые книги, писатели, композиторы, любимые мелодии, картины, виды спорта и т. д. и вместе с этим антипати€ к некоторым люд€м, нелюбовь к определенному виду зан€тий и т. д.

¬ старшем школьном возрасте происход€т изменени€ в чувствах дружбы, товарищества и любви. ’арактерной особенностью дружбы старшеклассников €вл€етс€ не только общность интересов, но и единство взгл€дов, убеждений. ƒружба носит интимный характер: хороший друг становитс€ незаменимым человеком, друзь€ дел€тс€ самыми сокровенными мысл€ми. ≈ще более, чем в подростковом возрасте, предъ€вл€ютс€ высокие требовани€ к другу: друг должен быть искренним, верным, преданным, всегда приходить на помощь.

¬ этом возрасте возникает дружба между юношами и девушками, котора€ порой перерастает в любовь. ёноши и девушки стрем€тс€ найти ответ на вопрос: что такое насто€ща€ дружба и насто€ща€ любовь. ќни много спор€т, доказывают правильность тех или иных положений, принимают активное участие в вечерах вопросов и ответов, в диспутах.

¬ старшем школьном возрасте заметно измен€ютс€ эстетические чувства, способность эмоционально воспринимать и любить прекрасное в окружающей действительности: в природе, в искусстве, общественной жизни. –азвивающиес€ эстетические чувства см€гчают резкие про€влени€ личности юношей и девушек, помогают освобождатьс€ от непривлекательных манер, вульгарных привычек, способствуют развитию чуткости, отзывчивости, м€гкости, сдержанности.

”силиваетс€ общественна€ направленность школьника, желание принести пользу обществу, другим люд€м. ќб этом свидетельствует изменение потребностей старших школьников. ” 80 процентов младших школьников преобладают личные потребности, и только в 20 процентах случаев учащиес€ выражают желание сделать что-то полезное дл€ других, но близких людей (дл€ членов семьи, товарищей). ѕодростки в 52 процентах случаев хотели бы что-то сделать дл€ других, но оп€ть-таки люд€м ближайшего окружени€. ¬ старшем школьном возрасте картина существенно мен€етс€. Ѕольшинство старшеклассников указывают на стремление оказать помощь школе, городу, селу, государству, обществу.

ќгромное вли€ние на развитие старшего школьника оказывает коллектив сверстников, будь то школьный класс или просто дружеска€ компани€. ¬ исследовани€х, посв€щенных нравственным идеалам и жизненным планам дес€тиклассников, вы€снилось, что в некоторых коллективах мнением комсомольской организации дорожат 46 процентов, мнением классного коллектива - 44 процента, а мнением учителей - всего 29 процентов школьников. ќднако это не снижает у старших школьников потребности в общении со взрослыми.

Ќапротив, поиски общени€ со взрослыми у них даже выше, чем в другие возрастные периоды. —тремление иметь взрослого друга объ€сн€етс€ тем, что решить вставшие проблемы самосознани€ и самоопределени€ самому бывает очень трудно. Ёти вопросы живо обсуждаютс€ в кругу ровесников, но польза такого обсуждени€ относительна: жизненный опыт мал, и тогда на помощь приходит опыт взрослых.

—таршие школьники предъ€вл€ют очень высокие требовани€ к моральному облику человека. Ёто св€зано с тем, что в старшем школьном возрасте создаетс€ более целостное представление о себе и о личности других, расшир€етс€ круг осознаваемых социально-психологических качеств людей, и прежде всего одноклассников.

“ребовательность к окружающим люд€м и строга€ самооценка свидетельствуют о высоком уровне самосознани€ старшего школьника, а это, в свою очередь, приводит старшего школьника к самовоспитанию. ¬ отличие от подростков у старшеклассников отчетливо про€вл€етс€ нова€ особенность - самокритичность, котора€ помогает им более строго и объективно контролировать свое поведение. ёноши и девушки стрем€тс€ глубоко разобратьс€ в своем характере, в чувствах, действи€х и поступках, правильно оценить свои особенности и выработать в себе лучшие качества личности, наиболее важные и ценные с общественной точки зрени€.
Ќесмотр€ на то, что старшеклассники более ответственно и планомерно занимаютс€ самовоспитанием воли и характера, они все же нуждаютс€ в помощи со стороны взрослых, и в первую очередь учителей, классных руководителей. ”читыва€ индивидуальные особенности, классный руководитель должен воврем€ подсказать школьнику, на что ему следует обратить внимание при самовоспитании, как организовать упражнени€ по самовоспитанию воли и характера, познакомить с приемами стимул€ции волевых усилий (самовнушение, самооб€зательство, самоконтроль и др.).
–анн€€ юность - это врем€ дальнейшего укреплени€ воли, развити€ таких черт волевой активности, как целеустремленность, настойчивость, инициативность. ¬ этом возрасте укрепл€етс€ выдержка и самообладание, усиливаетс€ контроль за движением и жестами, в силу чего старшеклассники и внешне станов€тс€ более подт€нутыми, чем подростки.

http://www.detskiysad.ru/ped/ped063.html