–егистраци€
¬ы говорите: дети мен€ утомл€ют. ¬ы правы. ¬ы по€сн€ете: надо опускатьс€ до их пон€тий. ќпускатьс€, наклон€тьс€, сгибатьс€, сжиматьс€. ќшибаетесь. Ќе от того мы устаем, а от того, что надо подниматьс€ до их чувств. ѕодниматьс€, становитьс€ на цыпочки, т€нутьс€. „тобы не обидеть
януш  орчак
—ертификат владельца сайта
—ертификат владельца сайта http://www.saidova-viknik.ru/
—ейчас на сайте: 5

¬ерси€ дл€ слабовид€щих

ѕовышение познавательной активности школьников на уроках математики через использование » “

ќбобщение опыта —ј»ƒќ¬ќ… ¬» “ќ–»» Ќ» ќЋј≈¬Ќџ, учител€ математики ћЅќ” Ђ—ќЎ с. ƒачноеї  орсаковского городского округа —ахалинской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

–ј«ƒ≈Ћ 1. »Ќ‘ќ–ћј÷»я ќЅ ќѕџ“≈

           —тремительное развитие информационных и коммуникативных технологий €вл€етс€ одним из факторов, определ€ющий вектор развити€ мирового сообщества XXI века. ћодернизаци€ страны опираетс€ на модернизацию образовани€, на его содержательное и структурное обновление. ¬ последнее врем€ основными приоритетами образовательной политики станов€тс€:

  • ƒостижение социальной компетентности  обучающихс€.
  • √аранти€ прав граждан на качественное образование.
  • ‘ормирование ключевых (базовых) компетенций.
  • ќбеспечение  компьютерной  грамотности.

ћногочисленные социологические исследовани€ нагл€дно демонстрируют, что приобщение современного школьника  к » “ происходит в услови€х чрезвычайно насыщенного информационного пол€, изменени€ всей системы образовани€. ћен€етс€ воспри€тие ребенка, он  живет в мире технологичных символов и знаков, в мире электронной культуры. ”читель должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологи€ми, чтобы общатьс€ с ребенком на одном €зыке. Ќаучить ребенка, с самого раннего возраста попадающего в «электронную среду», ориентироватьс€ в ней, приобретать навыки переработки и анализа информации, получаемой из разных источников, критически осмысл€ть ее и есть одна из важнейших задач современной школы.

¬ этой св€зи необходимо учитывать те новые цели и задачи, которые определ€ют направление развити€ современной системы математического образовани€:

  • адаптаци€ детей к современной информационной среде;
  • активизаци€ использовани€ современных образовательных и информационных технологий дл€ освоени€ содержани€ образовани€ и общего развити€ детей;
  • интеграци€ технологий » “ в систему развивающих зан€тий дл€ активизации познавательной де€тельности школьников.

 онцепци€ содержани€  данной области базируетс€ на  следующем:

1. информационные технологии значительно расшир€ют возможности предъ€влени€ учебной информации. ѕрименение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позвол€ет воссоздавать реальную обстановку де€тельности.

2. компьютер позвол€ет существенно повысить мотивацию обучающихс€ к обучению. ћотиваци€ повышаетс€ за счет применени€ адекватного поощрени€ правильных  решений задач.

3. » “ вовлекают  обучающихс€ в учебный процесс, способству€ наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной де€тельности.

4. использование » “ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных задач и управлени€ процессом их решени€.  омпьютеры позвол€ют строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, €влений.

5. » “ позвол€ют качественно измен€ть контроль де€тельности обучающихс€, обеспечива€ при этом гибкость управлени€ учебным процессом.

6.  омпьютер способствует формированию   рефлексии  у обучающихс€

 

»сход€ из актуальности проблемы, мной выбрана тема опыта работы «ѕовышение  познавательной активности  школьников на уроках математики через использование » “».

ќбъект моего исследовани€: познавательный интерес учащихс€ на уроках математики. 
 

ѕредмет исследовани€: роль » “ в формировании познавательных интересов школьников. 
 

÷ель опыта: внедрить  и примен€ть » “, формирующие познавательный интерес учащихс€ на уроках математики.

 

«адачи:

1.ѕроанализировать  возможности » “ при формировании познавательных интересов учащихс€ на уроках математики.

2.ќпределить пути целенаправленного формировани€ образовательной среды, позвол€ющей использовать современные педагогические технологии и способствующей реализации максимальной самосто€тельности обучаемого на уроке.

3.ѕодобрать и использовать на уроках современное программно-методическое обеспечение в процессе обучени€.

ќсновна€ педагогическа€ иде€ моей работы  заключаетс€ в использовании возможностей » “ на уроках математики с целью повышени€  познавательной активности  школьников.

Ётапы  работы над опытом:

Ќа 1 этапе работы € изучила следующую литературу.

1.јфанасьева ќ. ¬. »спользование » “ в образовательном процессе. – www. pedsovet.org

2.ƒрахлер ј.Ѕ.    вопросу о презентаци€х. – www.it-n.ru

3. опилович Ћ.√. »спользование » “ в учебно-воспитательном процессе (»з опыта работы. – www.festival.1september.ru

4. сензова √.ё. ѕерспективные школьные технологии: учебно-методическое пособие. - ћ.: ѕедагогическое общество –оссии, 2000. - 224 с.

5.ћашбиц ≈.». ѕсихолого-педагогические проблемы компьютеризации обучени€. - ћ., 1988.

6.  ћатематика в школе, 2003 - є8. 2. –езник Ќ.ј. ‘ормирование графической    

 ультуры учащихс€ с использованием компьютера.

7.  омпьютерные средства в образовании, 2006 - є6   ћатематика в школе.

8.Ёффективность компьютерного обучени€ // Ќовые информационные технологии в        образовании. - ћ., 1991. - ¬ып. 6.

9.ястребов Ћ.». —оздание мультимедийных презентаций в программе MS PowerPoint 2002. – ∆-л «¬опросы »нтернет-образовани€»,  є 44

Ќа 2 этапе проанализировала возможности » “, изучила принципы построени€ уроков с использованием » “ при формировании познавательных интересов учащихс€ на уроках математики.

Ќа 3 этапе определила этапы и способы работы на уроках математики  с применением » “ с целью повышени€ познавательной активности учащихс€.

Ќа 4 этапе примен€ю на уроках математики » “.

ƒлительность работы над опытом

¬ течение 4-х лет данный опыт примен€етс€ на уровне целостной системы,  задействовано 30,3 % учащихс€ от количества учащихс€ школы. ¬ 2012-2016  количество учащихс€, обучающихс€ по данной технологии, составило  35,5 % учащихс€ от количества учащихс€ школы.

ƒиапазон опыта

ѕроводитс€ работа над развитием и повышением  познавательной активности  школьников на уроках математики средствами » “ в системе урочной и внеурочной работы.

 

–ј«ƒ≈Ћ 2. “≈ќ–≈“»„≈— »≈ ј—ѕ≈ “џ

 

ѕќ¬џЎ≈Ќ»≈  ѕќ«Ќј¬ј“≈Ћ№Ќќ… ј “»¬Ќќ—“»  Ў ќЋ№Ќ» ќ¬ Ќј ”–ќ ј’ ћј“≈ћј“» » „≈–≈« »—ѕќЋ№«ќ¬јЌ»≈ » “

”величение умственной нагрузки на уроках математики заставл€ет задуматьс€ над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихс€, их активность на прот€жении всего урока. ¬ св€зи с этим ведутс€ поиски новых эффективных методов обучени€ и таких методических приЄмов, которые бы активизировали мысль школьников, стимулировали бы их к самосто€тельному приобретению знаний. ¬озникновение интереса к математике у значительного числа учащихс€ зависит в большей степени от методики еЄ преподавани€, от того, насколько умело будет построена учебна€ работа. Ќеобходимо позаботитьс€ о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлечЄнно, и использовать это как отправную точку дл€ возникновени€ и развити€ любознательности, глубокого познавательного интереса. Ёто особенно важно в подростковом возрасте, когда ещЄ формируютс€, а иногда и только определ€ютс€ посто€нные интересы и склонности к тому или иному предмету. Ќемаловажна€ роль здесь отводитьс€ информационным и телекоммуникационным технологи€м, так как в насто€щее врем€ информационные и телекоммуникационные технологии стали неотъемлемой частью современного образовани€..  ак следствие – изменение ситуации на рынке труда. ќдним из основных требований при приЄме на работу становитьс€ умение пользоватьс€ компьютером. ¬ св€зи с этим освоение компьютерных технологий должно происходить уже в школе, с тем, чтобы выпускник как можно быстрее включалс€ в жизнь общества.

ќсобую актуальность использовани€ » “ на уроках математики приобретает при организации учебного процесса в препрофильных и профильных классах.

“радиционно в школе примен€ютс€ в основном урочна€ и лекционно-семинарска€ формы обучени€, которые существуют практически в неизменном виде очень давно. » во многом учебный процесс и даже усвоение учебного материала завис€т от профессиональных и личных качеств преподавател€.  ому-то мы симпатичны, а какому-то ученику может просто не нравитьс€ наша манера изложени€ материала, или он считает, что учитель к нему не объективен при контроле. ѕопытки разрешить эти проблемы только с помощью традиционных методов уже не дают желаемого результата, не способствуют развитию творческой личности.

≈сть разные мнени€ о целесообразности использовани€ компьютерных технологий в обучении математике. ƒл€ мен€ этот вопрос стал решЄнным, как только € провела несколько пробных уроков в 11, 8 и 7 классе и увидела неподдельный интерес у учащихс€ к работе на компьютере и повышенный интерес к решению различных математических задач . ¬едь обычно традиционный урок часто сводитс€ лишь к «прохождению» программы, причЄм преимущественно с использованием объ€снительно-иллюстративного метода: делай как € (посмотри – повтори – запомни). ѕоэтому в этих случа€х при объ€снении нового материала большинство учеников €вл€ютс€ пассивными слушател€ми. ≈сли объ€снение подробное и доступное, то учащиес€ попадают в благопри€тную среду, котора€ не требует самосто€тельного поиска решений, лишает возможности каждого ученика достигать поставленных целей. ј наша цель воспитать человека, способного самосто€тельно принимать решени€, адаптироватьс€ к новым услови€м, про€вл€ть смекалку, находить необходимую информацию. ’орош не тот учитель, который даЄт готовые рецепты на все случаи жизни, а тот, который заставл€ет искать их самим, именно в этом и заключаетс€  технологи€ активизации мыслительной де€тельности. ¬ своей практике учитель часто сталкиваетс€ с ситуацией, когда решение стандартных задач, даже очень сложных и объЄмных, не вызывает никаких трудностей у учащихс€. Ќо стоит лишь немного изменить условие, сформулировать практическую задачу, дл€ которой необходимо построить математическую модель, ученики не справл€ютс€ и учителю приходитс€ подробно расшифровывать каждый шаг.

 руг методических и педагогических задач, которые можно решить с помощью компьютера, разнообразен.  омпьютер – универсальное средство, его можно применить в качестве калькул€тора, тренажЄра, средства контрол€ и оценки знаний и средств моделировани€, ко всему прочему – это идеальна€ электронна€ доска. ¬ажной методической задачей, в плане применени€ компьютера, €вл€етс€ обучение решению задач, а так же некоторым основным способам математических действий, алгоритмам. ќгромные возможности компьютерной техники, гигантское многообразие культурной информации, которое предоставл€ют мультибиблиотеки и всемирна€ сеть »нтернет станов€тс€ доступны учащимс€.  омпьютерный урок характеризуетс€, прежде всего, интенсивностью использовани€ компьютера, котора€ может быть оценена процентом времени общени€ учащихс€ с компьютером по отношению ко всему времени урока. »зменение технологии получени€ знаний на основе таких важных дидактических свойств компьютера, как индивидуализаци€ и дифференциаци€ учебного процесса при сохранении его целостности; ведЄт к коренному изменению роли педагога. √лавной его компетенцией становитс€ роль помощника, консультанта,  как в мире знаний, так и в становлении у ученика целостного качества быть Ћичностью.

 омпьютер практически решает проблему индивидуализации обучени€. ќбычно ученики, медленнее своих товарищей усваивающие объ€снени€ учител€, стесн€ютс€ поднимать руку, задавать вопросы. »ме€, в качестве партнЄра компьютер, они могут многократно повтор€ть материал в удобном дл€ себ€ темпе и контролировать степень его усвоени€.  омпьютер значительно расшир€ет возможности представлени€ информации. √лавна€ методическа€ проблема преподавани€ смещаетс€ от того, «как лучше рассказать материал», к тому, «как лучше показать». ѕрименение цвета, графики, мультипликации, звука, всех современных средств видеотехники позвол€ет воссоздать реальную обстановку де€тельности.

 омпьютер позвол€ет усилить мотивацию учени€. ”своение знаний, св€занных с большим объЄмом цифровой и иной конкретной информации, путЄм активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно дл€ ученика, чем штудирование скучных страниц учебника. — помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следстви€, понимать их смысл.  омпьютер позвол€ет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношени€ к учЄбе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знани€х и т. д. Ќа компьютере ученик получает возможность довести решение любой проблемы до конца, опира€сь на необходимую помощь.

ѕ–»Ќ÷»ѕџ ѕќ—“–ќ≈Ќ»я ”–ќ ќ¬ — »—ѕќЋ№«ќ¬јЌ»≈ћ  » “

”роки с использованием  » “ базируютс€ на следующих общедидактических принципах обучени€:

  • принцип сознательности и активности обучающихс€ - обучение эффективно, когда обучающийс€ про€вл€ет познавательную активность, €вл€етс€ субъектом образовательной де€тельности.   омпьютер способствует развитию познавательной активности и становлению ученика как субъекта учебной де€тельности.
  • принцип научности - содержание образовани€ включает объективные научные факты, теории, законы, которые могут быть найдены в информационной базе »нтернет.
  • принцип св€зи обучени€ с практикой - компьютер предоставл€ет широкие возможности дл€ отработки приобретенных знаний посредством выполнени€ разноуровневых заданий.
  • принцип системности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном пор€дке, системе, логике построени€ как содержани€, так и процесса обучени€, чему не противоречит размещение материала в компьютерной базе данных.
  • принцип доступности требует учитывать особенности развити€ обучающихс€, их уровень усвоени€ дисциплины. –абота€ с компьютером на уроке, субъект учебной де€тельности имеет возможность самосто€тельно определить путь изучени€ темы.
  • принцип нагл€дности - эффективность обучени€ зависит от целесообразности привлечени€ органов чувств к воспри€тию и переработке учебного материала.  омпьютер включает в работу максимальное количество органов чувств: зрительный, слуховой и тактильный.
  • принцип развивающего и воспитывающего характера обучени€  взаимосв€зан с предыдущими принципами. –азвивающие и воспитывающие возможности компьютера св€заны с особенност€ми построени€ компьютерных программ, способствующих выбору индивидуальных образовательных траекторий.

 

¬ј–»јЌ“џ ѕ–»ћ≈Ќ≈Ќ»я » “ ¬ ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќќћ ѕ–ќ÷≈——≈

  • ”рок с мультимедийной поддержкой -  в классе стоит один компьютер, им пользуетс€ учитель в качестве «электронной доски». ”читель использует готовые  электронные образовательные ресурсы или мультимедиа презентации,  и обучающиес€ дл€ защиты проектов.
  • ”рок с компьютерной поддержкой - несколько компьютеров (обычно, в компьютерном классе), за ними работают все обучающиес€ одновременно или по очереди.
  • ”роки с выходом во всемирную сеть »нтернет (могут быть как с мультимедийной, так и компьютерной поддержкой).

”рок с мультимедийной поддержкой.

ѕроектиру€ будущий мультимедийный урок, учитель должен продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. —тоит сразу же задуматьс€ о том, как учитель будет управл€ть учебным процессом, каким образом будут обеспечиватьс€ педагогическое общение на уроке, посто€нна€ обратна€ св€зь с учащимис€, развивающий эффект обучени€.

ќпределимс€ еще с несколькими терминами. Ќазовем мультимедийным урок, на котором используетс€ многосредовое представление информации с помощью технических средств, прежде всего, компьютера.

¬ многочисленных стать€х, посв€щенных данной теме, часто встречаетс€ выражение «урок с мультимедийной поддержкой». “ак называетс€ урок, где мультимедиа используетс€ дл€ усилени€ обучающего эффекта. Ќа таком уроке учитель остаетс€ одним из главных участников образовательного процесса, часто и главным источником информации, а мультимедийные технологии примен€ютс€ им дл€ усилени€ нагл€дности, дл€ подключени€ одновременно нескольких каналов представлени€ информации, дл€ более доступного объ€снени€ учебного материала.

¬полне очевидно, что степень и врем€ мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла. ќднако мультимедийный урок может выступать и как «мини-технологи€», то есть как подготовленна€ учителем разработка с заданными учебными цел€ми и задачами, ориентированна€ на вполне определенные результаты обучени€. “акой урок обладает достаточным набором информационной составл€ющей, дидактическим инструментарием. ѕри его проведении существенно мен€етс€ роль учител€, который в данном случае €вл€етс€, прежде всего, организатором, координатором познавательной де€тельности учеников. ѕроведение урока в режиме мини-технологии отнюдь не означает, что учитель лишен возможности маневра и импровизации. Ќичего удивительного не будет в том, что у учител€ подобный урок может заиграть новыми гран€ми, пройти привлекательнее, интереснее, динамичнее.

ѕри проектировании будущего мультимедийного урока учитель должен задуматьс€ над тем, какие цели он преследует, какую роль этот урок играет в системе уроков по изучаемой теме или всего учебного курса.

 ƒл€ чего предназначен мультимедийный урок:

  • дл€ изучени€ нового материала, предъ€влени€ новой информации;
  • дл€ закреплени€ пройденного, отработки учебных умений и навыков;
  • дл€ повторени€, практического применени€ полученных знаний, умений навыков;
  • дл€ обобщени€, систематизации знаний.

—ледует затронуть и другой аспект: проведение самого мультимедийного урока.  ак бы ни был разработан урок, многое зависит от того, как учитель подготовитс€ к нему. ”читель должен не только и не столько уверенно владеть компьютером, знать содержание урока, но вести его в хорошем темпе, непринужденно, посто€нно вовлека€ в познавательный процесс учеников. Ќеобходимо продумать смену ритма, разнообразить формы учебной де€тельности, подумать, как выдержать при необходимости паузу, как обеспечить положительный эмоциональный фон урока.

ѕрактика показывает, что благодар€ мультимедийному сопровождению зан€тий, учитель экономит до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски. ќн не должен думать о том, что ему не хватит места на доске, не стоит беспокоитьс€ о том, какого качества мел, пон€тно и все написанное. Ёконом€ врем€, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием.

 

»—ѕќЋ№«ќ¬јЌ»≈ ЁЋ≈ “–ќЌЌџ’ ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ’ –≈—”–—ќ¬

ѕосле поступлени€ в школу компьютеров вместе с электронными издани€ми на CD-ROM, среди которых были диски и по математике, мы начали активное использование готовых электронных образовательных ресурсов в процессе обучени€. ѕреимущества таких технологий по сравнению с традиционными очевидны. ѕрименение информационных технологий в обучении базируетс€ на данных физиологии человека: в пам€ти человека остаетс€ 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик активно участвует в процессе

  роме большого количества иллюстраций и нагл€дного материала, эффективной проверки знаний и всего прочего, к ним можно отнести и многообразие организационных форм в работе учащихс€, методических приЄмов в работе учител€.  роме того, компьютерные программы с видеосюжетами, возможностью “управлени€” процессами, схемами, подвижными графиками – дополнительное средство развити€ образного мышлени€.

Ќа этапе подготовки к уроку учителю необходимо проанализировать электронные и информационные ресурсы, отобрать необходимый материал по теме урока, структурировать и оформить его на электронных или бумажных носител€х. Ѕольшую помощь в поиске необходимой информации учителю может оказать каталог образовательных ресурсов по математике, размещенный во всемирной сети »нтернет.

ѕри объ€снении нового материала на уроке учитель может использовать предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеоэкскурсии, видеофрагменты), динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, проектиру€ их на большой экран. ѕри этом существенно мен€етс€ технологи€ объ€снени€ – учитель комментирует информацию, по€вл€ющуюс€ на экране, по необходимости сопровожда€ ее дополнительными объ€снени€ми и примерами.

≈сли школа подключена к сети »нтернет, можно предложить провести урок в форме виртуальной экскурсии.

—реди большого количества преимуществ у готовых программных продуктов есть, на наш взгл€д, и р€д недостатков:

  • малое количество обучающих программ св€зано со школьной программой, с последовательностью изложени€ материала, терминологией, предметным наполнением, предписываемыми логикой курса и образовательным стандартом;
  • большинство CD представл€ют собой электронные книги, т.е. содержат текст и иллюстрации, которые  не всегда соответствуют программе и их бывает трудно включить непосредственно в ход урока.

¬ этом случае их можно использовать дл€ самосто€тельного прочтени€ или в качестве иллюстраций к рассказу учител€. “о есть на уроках математики содержимое CD пока может служить базой, на основе которой учитель, использу€ возможности компьютера и прикладных программ и приложений, может формировать собственные средства обучени€, составл€ть свои презентации и осуществл€ть образовательные проекты, создава€ тем самым многочисленные варианты работы, которые помогут разнообразить уроки математики. Ёто могут быть небольшие мультимедиа презентации по теме  урока, тесты-опросники по различным темам, как в электронном, так и традиционном (бумажном) виде. ¬сЄ это:

  • можно использовать как при индивидуальной работе с детьми, так и при работе с целым классом (при наличии проекционного экрана) во врем€ опроса;
  • позвол€ет каждому ученику работать самосто€тельно в собственном темпе;
  • позвол€ет ученикам, не обладающим хорошими коммуникативными способност€ми, успешно справл€тьс€ с задани€ми.

 

ѕ–≈»ћ”ў≈—“¬ј »—ѕќЋ№«ќ¬јЌ»я » “

  • возможность получени€ различного рода материалов через сеть »нтернет и использование специальных дисков. ћультимедиа-система электронного учебника позвол€ет продублировать текст голосом диктора, включить любой видеофрагмент,  что обеспечивает большую нагл€дность и интерес учащихс€;
  • интегрирование обычного урока с компьютером позвол€ет учителю переложить часть своей работы на ѕ , дела€ при этом процесс обучени€ более интересным, разнообразным, интенсивным. ¬ частности, становитс€ более быстрым процесс записи определений, дат и других важных частей материала, так как учителю не приходитс€ повтор€ть текст несколько раз (он вывел его на экран);
  • этот метод обучени€ помогает учителю лучше оценить способности и знани€ ребенка, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучени€, стимулирует его профессиональный рост и все дальнейшее освоение компьютера;
  • освоение учащимис€ современных информационных технологий. Ќа уроках ученики овладевают компьютерной грамотностью и учатс€ использовать в работе с материалом разных предметов  один из наиболее мощных современных универсальных инструментов - компьютер, с его помощью готов€т тексты, презентации дл€ своих работ. Ёто - возможность дл€ учащихс€ про€вить свои творческие способности;

Ќо, нар€ду с плюсами, возникают различные проблемы как при подготовке к таким урокам, так и во врем€ их проведени€:

  • нет компьютера в домашнем пользовании многих учащихс€ ;
  • недостаточна€ компьютерна€ грамотность;
  • у учител€ недостаточно времени дл€ подготовки к уроку, на котором используютс€ » “;
  • существует веро€тность, что, увлекшись применением » “ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучени€ к нагл€дно-иллюстративным методам.

 

–ј«ƒ≈Ћ 3. “≈’ЌќЋќ√»я ќѕџ“ј

ћ”Ћ№“»ћ≈ƒ»ј ѕ–≈«≈Ќ“ј÷»» Ќј ”–ќ ј’

ћультимедиа презентации – электронные диафильмы, включающие в себ€ анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности (реакцию на действи€ пользовател€) – наиболее распространЄнный вид представлени€ демонстрационных материалов.

»спользование мультимедиа презентаций целесообразно на любом этапе изучени€ новой темы и на любом этапе урока с помощью мультимедийного проекционного экрана.

»спользу€ возможности программы PowerPoint, были разработаны презентации некоторых тем уроков.

ѕрименение  презентаций  на уроке  позвол€ет  мне:

  • Ѕолее качественно реализовать принципы  нагл€дности и доступности при  обучении,
  • —оздавать проблемные ситуации на уроке, что  активизирует  познавательную де€тельность учащихс€,
  • Ёффективнее использовать  врем€ на уроке.

—оздание данных уроков требует от учител€ умени€ пользоватьс€ компьютерной техникой и большого количества времени, что в итоге оправдываетс€ повышением познавательного интереса к предмету.

»спользование на уроке презентаций имеет следующие преимущества перед традиционным ведением урока:

  • возможность обеспечить не только аудиальное, но и визуальное воспри€тие информации;
  • обеспечивает последовательность рассмотрени€ темы;
  • иллюстрации доступны всем учащимс€, изображение на экране дает возможность рассмотреть мелкие детали чертежа

 

—ќ«ƒјЌ»≈ » ѕ–≈ƒ—“ј¬Ћ≈Ќ»≈ ”„јў»ћ»—я “¬ќ–„≈— »’ ѕ–ќ≈ “ќ¬

— »—ѕќЋ№«ќ¬јЌ»≈ћ » “

ќбучащиес€ - не просто пассивные поглотители информации, целью учител€ становитс€ формирование у школьников навыков нахождени€ и отбора нужной информации. Ёто достигаетс€ через подготовку проектов. “ема творческого мультимедийного проекта должна вызывать живой интерес участников проекта.

ѕри выполнении проекта обучающиес€ показывают самый высокий уровень самосто€тельности - творческий. ќн про€вл€етс€ в ходе выполнени€ заданий исследовательского характера, когда необходимо овладеть методами и приемами познани€, которые позвол€ют увидеть новую проблему в знакомой ситуации, найти новые способы применени€ усвоенных знаний.

¬озможен вариант, когда класс разбиваетс€ на несколько групп, и кажда€ из групп готовит проект по отдельным разделам определенной темы. ѕосле выполнени€ проходит защита проекта: кажда€ из групп представл€ет результаты своего исследовани€ одноклассникам. ¬ ходе работы над проектом им приходитс€ переработать большое количество информации, в результате чего ученики хорошо ориентируютс€ в данном вопросе, и сложно представить себе ситуацию, чтобы они плохо отвечали на вопросы по данной теме. ќни настолько увлекаютс€ изучаемой темой, что изучают достаточно много материала и с удовольствием показывают свои умени€ оформл€ть результаты работы на компьютере в виде презентации.

»так, создание творческого мультимедийного проекта учащимис€ - это мощный инструмент, позвол€ющий формировать у детей необходимые знани€ и познавательные приемы, а также развивать мотивацию учебной де€тельности, способству€ тем самым развитию мотивационного и процессуального компонентов познавательной самосто€тельности. ¬ этом дидактическом процессе учителю принадлежит ведуща€ роль.

 2. ”рок с компьютерной поддержкой.

¬ таком варианте возможны случаи, когда

  • учащиес€ одновременно работают с учителем, а на определенном этапе переход€т к работе за компьютером;
  • учащиес€ попеременно работают на компьютере по указани€м учител€.

ѕри закреплении пройденного материала, учитель может предложить учащимс€ работу с текстом электронного учебника или учебного пособи€, электронными хрестомати€ми, справочниками, словар€ми и т.д. Ќа этом этапе могут использоватьс€ фронтальные, групповые, индивидуальные и дифференцированные формы организации учебной де€тельности учащихс€. ƒл€ организации дифференцированного обучени€ учителю целесообразно заранее на основе использовани€ этих ресурсов разработать задани€ дл€ учащихс€ с учетом их индивидуальных особенностей (уровн€ подготовленности, доминирующего канала воспри€ти€ и т.д.). –аздаточный материал может быть подготовлен как в электронном, так и бумажном виде.

ƒл€ осуществлени€ контрол€ знаний учащихс€ по пройденной теме учитель может организовать промежуточное тестирование (фронтальное или дифференцированное, на компьютере или письменно, с автоматической проверкой на компьютере или с последующей проверкой учителем), решить головоломки, кроссворды, игровые ситуации с применением полученных знаний.

¬озможны также самосто€тельные экскурсии в »нтернете, просмотр мультимедийных лекций

 

”–ќ » — ¬џ’ќƒќћ ¬ќ ¬—≈ћ»–Ќ”ё —≈“№ »Ќ“≈–Ќ≈“

ѕри изучении отдельных тем учитель может использовать интернет на уроках.

“ак при подготовке к ≈√Ё  можно исползовать сайт Examen.ru http://www.examen.ru/add/tests. »стори€ математики ¬икипеди€.mht ѕодобные уроки можно провести и в классе информатики, когда учащиес€ самосто€тельно знаком€тс€ с ресурсом, делают выводы, выполн€ют задани€ учител€.

— учащимис€ мы работаем с мультимедийными учебными пособи€ми, « ирилл и ћефодий», “ѕросвещение-ћ≈ƒ»ј”, “ ордис ћедиа”, “јлгебра 7-11 класс электронный учебник справочник”, «Ёлектронное приложение математика».  Ёти программы имеют такие положительные моменты, как:

  • представление учебной информации в интересной форме с использованием рисунков, схем, видеоизображени€.
  • различные эффекты вывода текста и графических фрагментов;
  • работа в удобном дл€ ученика темпе и про€вление инициативы;
  • интерактивность – активна€ роль пользовател€.

¬ св€зи с ограниченными техническими возможност€ми школы € использую компьютерные технологии в комплексе с традиционными методами обучени€. “ак, например, в ходе изучени€ темы: « вадратные уравнени€», « “еорема ѕифагора» учащиес€ накапливают материал по методам и способам решени€ уравнений и задач.  ѕри закреплении изучаемого материала использую компьютерные презентации творческого характера  по данной теме, которые, на заключительном уроке представл€ют и защищают учащиес€. “ворческое задание позвол€ет расширить программные рамки темы (другие не стандартные способы решени€ квадратных уравнений, или доказательства  и применени€ теоремы ѕифагора, которые выход€т за рамки школьной программы). “акой же способ можно использовать при изучении темы: «ѕовторение » в 11 классе. ћожно использовать уроки-презентации дл€ организации учебного процесса с использованием информационных ресурсов »нтернет, в том числе дл€ подготовки к ≈√Ё. Ёто помогает учащимс€ проверить свои знани€ и более успешно подготовитьс€ к  сдаче ≈√Ё.

 аждый комплект слайдов позвол€ет отработать прочные навыки по изучаемой теме. »спользование анимации, цвета, звука удерживает внимание учащихс€. Ќа таких уроках у реб€т интерес к предмету повышен. ќни увлечЄнно отвечают на вопросы учител€, выполн€ют самосто€тельную работу с последующей проверкой, и сами выставл€ют предварительные оценки своей группе и оценивают работу других групп.  ѕосле презентации 2-3 минуты даЄтс€ на обсуждение. ‘орма обсуждени€ – «чЄрно-белое» оппонирование. 

«„Єрно-белое» оппонирование подразумевает выступление, в котором выполн€ютс€  несколько условий:

  • ѕеречислить три наиболее сильные стороны представленной презентации;
  • ѕеречислить два момента, требующих доработки;
  • ¬нести свои предложени€ по усовершенствованию проекта (если такие есть);
  • —делать итоговый вывод и выставить общий балл за выступление
  • ѕримен€ть компьютерные программы можно на любом этапе урока: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении. ќсновна€ задача учител€ состоит в том, чтобы правильно организовать работу учащихс€.

¬ключение в ход урока информационно-компьютерных технологий делает процесс обучени€ математике интересным и занимательным, создаЄт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. –азнообразные моменты применени€ информационно-компьютерных технологий, при помощи которых решаетс€ та или ина€ умственна€ задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.  омпьютер может и должен рассматриватьс€ как могущественный рычаг умственного развити€ ребЄнка. –еша€, компьютерные тесты учащийс€ получает объективную оценку своих знаний и умений  и рекомендации по ликвидации  пробелов.  онфиденциальность полученных результатов благопри€тно сказываетс€ на психическом здоровье ребЄнка.

ќднако не факт что использование компьютера на уроке даЄт возможность овладеть математикой «легко и счастливо». ЋЄгких путей в науку нет. Ќо необходимо использовать все возможности дл€ того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали прит€гательные стороны математики, еЄ возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.

ѕроникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на уроки математики, открывает новые возможности.

 

–аздел 4. –езультативность опыта

я примен€ю компьютер при обучении математике. –аботу веду в двух направлени€х: использу€ готовые программы на уроках математики, и организую работу учащихс€ по созданию математических проектов на факультативных курсах . Ќа уроках математики € использую коллекцию интерактивных моделей из ÷ќ–, готовлю презентации к урокам, провожу тестирование учащихс€.  омпьютер используетс€ дл€ создани€ проектов по математике дл€ исследовани€ и более глубокого изучени€ какой-либо темы или вопроса.

¬озможности компьютера  использую  в предметном обучении в следующих вариантах:

  • ƒл€ создани€ условий доступности и нагл€дности изложени€  материала; 
  • ѕовышении мотивации и активности   обучающихс€, вызываемой интерактивными свойствами   компьютера. 
  • ‘рагментарное, выборочное использование дополнительного материала;
  •  »спользование диагностических и контролирующих материалов;
  • ¬ыполнение домашних самосто€тельных и творческих заданий;
  • »спользование компьютера дл€ вычислений, построени€ графиков, сечений многогранников.
  • ‘ормирование информационной  компетентности  учащихс€, т.е. умени€ получать информацию из различных источников, в том числе электронных.

ѕоскольку электронные носители содержат  в себе учебную,  нагл€дную информацию, тренажеры,  средства диагностики  и контрол€  €  использую их  дл€ формировани€ образного представлени€  об изучаемом  объекте (∆ива€ математика) и дл€ индивидуальной работы с учащимис€  (тренажеры  и контроль).

Ќагл€дно-образные компоненты мышлени€ играют исключительно важную роль в жизни человека, поэтому  использование их в обучении оказываетс€ чрезвычайно эффективным.

ƒл€ формировани€  данных компонентов использую  в процессе обучени€ презентации. ѕрименение  презентаций  на уроке  позвол€ет  мне:

  • Ѕолее качественно реализовать принципы  нагл€дности и доступности при  обучении,
  • —оздавать проблемные ситуации на уроке, что  активизирует  познавательную де€тельность учащихс€,
  • Ёффективнее использовать  врем€ на уроке.

 

ƒл€  фронтальной работы с учащимис€ использую информационно – образовательный ресурс.  ƒанный  ресурс  позволил  мне разрабатывать  тренировочные и контролирующие тесты  дл€ учащихс€  с учетом уровневой дифференциации,  а  учащиес€ на уроке  или  во внеурочное врем€  имеют возможность,  потренироватьс€ и  показать  итог  тренировки.  

 Ќакопленный мною материал содержит  следующие разделы:

  • “естирование.   ќбучающие  тесты предназначены  дл€ учащихс€  с целью тренировки  и отработки знаний и умений по изучаемой  теме.    онтролирующие тесты предназначены  дл€ проверки знаний учащихс€ по теме. “есты  двух типов:   с выбором ответа   и  без  выбора ответа ( ответ  вноситс€.)
  • »сторический блок.  —одержит  материал, необходимый дл€  внеурочной работы.
  •  ћетодический  блок.   —одержит разработки уроков и презентаций к ним. ѕредназначен дл€  оказани€ методической помощи  учител€м. 
  • ѕодготовка к государственной  итоговой аттестации 9 класс. —одержит  демонстрационный  материл дл€ подготовки  учащихс€  к итоговой аттестации.
  • ѕодготовка  к  ≈√Ё  11 класс.  —одержит  демонстрационные  материалы  дл€ подготовки  учащихс€    к итоговой аттестации. 

»спользование информационных технологий помогает мне повышать мотивацию обучени€ детей математике и приводит к целому р€ду положительных следствий:

  • обогащает учащихс€ знани€ми в их образно-пон€тийной целостности и эмоциональной окрашенности;
  • психологически облегчает процесс усвоени€  материала школьниками;
  • возбуждает живой интерес к предмету познани€;
  • расшир€ет общий кругозор детей;
  • возрастает уровень использовани€ нагл€дности на уроке;
  • повышаетс€ производительность труда учител€ и учащихс€ на уроке.

Ѕесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остаетс€ всего лишь многофункциональным техническим средством обучени€. Ќе менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучени€, которые позвол€ют не просто «вложить» в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать услови€ дл€ про€влени€ познавательной активности учащихс€. »нформационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологи€ми обучени€, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучени€ и воспитани€.

¬ 2017 году опыт по проблеме «ѕовышение  познавательной активности  школьников на уроках математики через использование » “» был обобщен школьным методическим советом (—видетельство об обобщении педагогического опыта ћЅќ” «—ќЎ с. ƒачное»  орсаковского городского округа —ахалинской области, 2017) 

—ледовательно, применение » “ на уроках математики с целью повышени€  познавательной активности  школьников дает положительный результат, эффективно и, на мой взгл€д, имеет большое будущее, так как обеспечивает формирование базовых компетентностей современного ученика, соответствующих требовани€м нового образовательного —тандарта.

ќпыт внесен в базу данных –есурсно-методического центра ћЅќ” «—ќЎ с.ƒачное»

http://www.rmc-mboucochdachnoe.ru/index.php?razdel=DISSEMINATCIYA_OPITA_PEDAGOGOV&subrazdel=Saidova_V_N