ТЕСТ Л. МИХЕЛЬСОНА "КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ» В МОДИФИКАЦИИ Ю.З. ГИЛЬБУХА
Данный тест представляет собой разновидность теста достижений, т. е. построен по типу задачи, у которой есть правильный ответ. В тесте предполагается некоторый эталонный вариант поведения, который соответствует компетентному, уверенному, партнерскому стилю. Степень приближения к эталону можно определить по числу правильных ответов. Неправильные ответы подразделяются на неправильные «снизу» (зависимые) и неправильные «сверху» (агрессивные). Опросник содержит описание 27 коммуникативных ситуаций. К каждой ситуации предлагается 5 возможных вариантов поведения. Подростку надо выбрать один, присущий именно ему способ поведения данной ситуации. Нельзя выбирать два или более вариантов или приписывать вариант, не указанный в опроснике. Авторами предлагается ключ, с помощью которого можно определить, к какому типу реагирования относится выбранный вариант ответа: уверенному, зависимому или агрессивному. В итоге предлагается подсчитать число правильных и не правильных ответов в процентном отношении к общему числу выбранных ответов.
Все вопросы разделены авторами на 5 типов коммуникативных ситуаций:
- ситуации, в которых требуется реакция на положительные высказывания партнера (вопросы 1,2, 11, 12);
- ситуации, в которых подросток (старшеклассник) должен реагировать на отрицательные высказывания (вопросы 3,4, 5, 15, 23, 24);
- ситуации, в которых к подростку (старшекласснику) обращаются с просьбой (вопросы 6, 10, 14, 16, 17, 25);
- ситуации беседы (13, 18, 19, 26, 27);
- ситуации, в которых требуется проявление эмпатии (понимание чувств и состояний другого человека (вопросы 7, 8. 9,20,21,22).
Проводя анализ результатов, можно провести дифференциацию оценок по каждому из пяти типов ситуаций, указанных выше.
Обработка и анализ результатов
Первый способ обработки
По каждой из 27 ситуаций может быть подсчитан процент учащихся, выбравших в данной ситуации а) зависимое поведение, б) правильную реакцию, в) агрессивный ответ. За 100% принимается общее число испытуемых, составивших репрезентативную выборку. Данные обработки могут быть представлены таблично.
Второй способ обработки
Второй способ обработки данных, предложенный авторами перевода и валидизадии методики Л. Михельсона, предполагал определить число правильных реакций дифференцирование по каждой из 5 ситуаций:
- реакция на положительное высказывание;
- реакция на отрицательное высказывание;
- реакция на ситуации, когда к подростку (старшекласснику) обращаются с просьбой;
- ситуации беседы;
- ситуации, в которых требуется проявление эмпатии.
Полученные данные зачастую составляют «пеструю» картину, не поддающуюся какому-либо анализу.
С помощью приглашенных независимых экспертов методом контент-анализа из всех 27 ситуаций были выделены 10 типов коммуникативных умений (уровень достоверности). Вот эти блоки умений:
- 1 умение оказывать и принимать знаки внимания (комплименты) от сверстника (вопросы 1,2, 11, 12);
- 2 реагирование на справедливую критику (вопросы 4, 13);
- 3 реагирование на несправедливую критику (вопросы 3, 9);
- 4 реагирование на задевающее провоцирующее поведение со стороны собеседника (вопросы 5. 14, 15, 23, 24);
- 5 умение обратиться к сверстнику с просьбой (вопросы 6, 16);
- 6 умение ответить отказом на чужую просьбу, сказать «нет» (вопросы 10, 17, 25);
- 7 умение самому оказать сочувствие, поддержку (вопросы 7, 20);
- 8 умение самому принимать сочувствие и поддержку со стороны сверстников (вопросы 8, 21);
- 9 умение вступить в контакт с другим человеком, контактность (вопросы 18, 26);
- 10 реагирование на попытку вступить с тобой в контакт (вопросы 19, 27).
Далее следует провести дифференцированный анализ результатов по приведенных 10 баллам ситуаций (преобладающее в процентном отношении количество испытуемых выбравших правильный ответ, — уверенное поведение; агрессивное, давящее поведение; зависимое поведение). Результаты этого исследования могут быть представлены с помощью схемы.
№ вопроса | Типы реакций | ||||
Неправильные «снизу» (зависимые, неуверенные) | Правильные (уверенные) | Неправильные «сверху» (агрессивные, давящие) | |||
А | Г | Б, В | Д |
| |
А | В | Д | Б | Г | |
В | Д | Б | А | Г | |
Б | Д | Г | А | В | |
Г |
| А, Б | В | Д | |
А | Г | В, Д | Б |
| |
Б | Г | А, В | Д |
| |
А | Г | В | Б | Д | |
Д |
| Б, В | А | Г | |
Б | Д | Г | А | В | |
Б | Д | Г | А | В | |
Б | Г | А | В | Д | |
А | Г | В | Б | Д | |
А | В | Д | Б | Г | |
В | Д | Б | А | Г | |
Б | Д | Г | А | В | |
Г |
| А, Б | Д | В | |
А | Г | В | Б | Д | |
А | В | Д | Б | Г | |
Г | Д | Б, В | А |
| |
Б |
| Г, Д | А | В | |
А |
| В, Г | Б | Д | |
А | В | Д | Б | Г | |
Г |
| А, Б | В | Д | |
В |
| А, Д | Б | Г | |
В | Д | А, Б | Г |
| |
Б | Д | А, Г | В |
|
Инструкция: «Мы просим вас внимательно прочитать каждую из описанных ситуаций и выбрать один вариант поведения в ней. Это должно быть наиболее характерное для вас поведение, то, что вы действительно делаете в таких случаях, а не то, что, по-вашему, следовало бы сделать».
Тестовый материал
- Кто-либо говорит вам: «Мне кажется, что вы замечательный человек». Вы обычно в подобных случаях:
а) говорите: «Нет, что вы! Я таким не являюсь»;
б) говорите: «Спасибо, я действительно человек выдающийся»;
в) говорите: «Спасибо»:
г) ничего не говорите и при этом краснеете;
д) говорите: «Да, я думаю, что отличаюсь от других и в лучшую сторону».
- Кто-либо совершает действие или поступок, которые, по Вашему мнению, являются замечательными. В таких случаях вы обычно:
а) поступаете так, как если бы это действие не было столь замечательным, и при этом говорите: «Нормально!»;
б) говорите: «Это было отлично, но я видел результаты лучше»;
в) ничего не говорите;
г) говорите: «Я могу сделать гораздо лучше»;
д) говорите: «Это действительно замечательно!»
- Вы занимаетесь делом, которое вам нравится, и думаете, что оно у вас получается очень хорошо. Кто-либо говорит «Мне это не нравится!» Обычно в таких случаях вы:
а) говорите: «Кто вы такой, чтобы мне указывать»;
б) говорите: «Я все же думаю, что это заслуживает хорошей оценки»;
в) говорите: «Вы правы», — хотя на самом деле не согласны с этим;
г) говорите: «Я думаю, что это выдающийся уровень. Кроме того: что вы в этом понимаете!»;
д) чувствуете себя обиженным и ничего не говорите в ответ.
- Вы забыли взять с собой какой-то предмет, а думали, что принесли его, и кто-то говорит вам: «Вы такой растяпа! Вы забыли бы и свою голову, если бы она не была прикреплена к плечам». Обычно вы в ответ:
а) говорите: «Во всяком случае, я толковее вас. Кроме того, что Вы в этом понимаете!»;
б) говорите: «Да, вы правы. Иногда я веду себя как растяпа»
в) говорите: «Если кто-либо растяпа, то это вы»;
г) говорите: «У всех людей есть недостатки. Я не заслуживаю такой оценки только за то, что забыл что-то»;
д) ничего не говорите или вообще игнорируете это заявление.
- Кто-либо, с кем вы договорились встретиться, опоздал на 30 минут, и это вас расстроило, причем человек этот не дает никаких объяснений своему опозданию. В ответ вы обычно
а) говорите: «Я расстроен тем, что вы заставили меня столько ждать»;
б) говорите: «Я все думал, когда же вы придете»;
в) говорите: «Это был последний раз, когда я заставил себя ждать вас»;
г) ничего не говорите этому человеку;
д) говорите: «Какое безобразие! Как вы смели так опаздывать!»
- Вам нужно, чтобы кто-либо сделал для вас одну вещь. Обычно в таких случаях вы:
а) никого ни о чем не просите;
б) говорите: «Вы должны сделать это для меня»;
в) говорите: «Не могли бы вы сделать для меня одну вещь?», после этого объясняете суть дела;
г) слегка намекаете, что вам нужна услуга этого человека;
д) говорите: «Я хочу, чтобы вы сделали это для меня».
- Вы знаете, что кто-то чувствует себя расстроенным. Обычно в таких ситуациях вы:
а) говорите: «Вы выглядите расстроенным. Не могу ли я помочь?»;
б) находясь рядом с этим человеком, не заводите разговора о его состоянии;
в) говорите: «У вас какая-то неприятность? »;
г) ничего не говорите и оставляете этого человека наедине с собой;
д) смеясь, говорите: «Вы просто как большой ребенок!»
- Вы чувствуете себя расстроенным, а кто-либо говорит: «Вы выглядите расстроенным». Обычно в таких ситуациях вы:
а) отрицательно качаете головой или ни как не реагируете;
б) говорите" «Это не ваше дело!»;
в) говорите: «Да, я немного расстроен. Спасибо за участие»;
г) говорите: «Пустяки»;
д) говорите: «Я расстроен, оставьте меня одного».
- Кто-либо порицает вас за ошибку, совершенную другими. В таких случаях вы обычно:
а) говорите: «Вы с ума сошли!»;
б) говорите: «Это не моя вина. Кто-то другой совершил эту ошибку»;
в) говорите: «Я не думаю, что это моя вина»;
г) говорите: «Оставьте меня в покое, Вы не знаете, что вы говорите»;
д) принимаете свою вину или не говорите ничего.
- Кто-либо просит вас сделать что-либо, но вы не знаете, почему это должно быть сделано. Обычно в таких случаях Вы:
а) говорите: «Это не имеет никакого смысла, я не хочу это делать»;
б) выполняете просьбу и ничего не говорите;
в) говорите: «Это глупость; я не собираюсь этого делать»;
г) прежде чем выполнить просьбу, говорите: «Я не понимаю, почему вы хотите, чтобы это было сделано»;
д) говорите: «Если вы этого хотите...», после чего выполняете просьбу.
- Кто-то говорит вам, что, по его мнению, то, что вы сделали, великолепно. В таких случаях вы обычно:
а) говорите: «Да, я обычно это делаю лучше, чем большинство других людей»;
б) говорите: «Нет, это не было столь здорово»:
в) говорите: «Правильно, я действительно это делаю лучше всех»;
г) говорите: «Спасибо»;
д) игнорируете услышанное и ничего не отвечаете.
- Кто-либо был очень любезен с вами. Обычно в таких случаях вы;
а) говорите: «Вы действительно были очень любезны по отношению ко мне»;
б) действуете так, будто этот человек не был столь любезен к вам, и говорите: «Да, спасибо»;
в) говорите: «Вы вели себя в отношении меня вполне нормально, но я заслуживаю большего»;
г) игнорируете этот факт и ничего не говорите.
д) говорите: «Вы вели себя в отношении меня недостаточно хорошо».
- Вы разговариваете с приятелем очень громко, и кто-либо говорит вам: «Извините, но вы ведете себя слишком шумно». В таких случаях вы обычно:
а) немедленно прекращаете беседу;
б) говорите: «Если вам это не нравится, проваливайте отсюда»;
в) говорите: «Извините, я буду говорить тише», после чего ведется беседа приглушенным голосом;
г) говорите: «Извините» и прекращаете беседу;
д) говорите: «Все в порядке», и продолжаете громко разговаривать.
- Вы стоите в очереди, и кто-либо становится впереди вас. Обычно в таких случаях вы:
а) негромко комментируете это, ни к кому не обращаясь, например: «Некоторые люди ведут себя очень нервно»;
б) говорите: «Становитесь в хвост очереди!»:
в) ничего не говорите этому типу;
г) говорите громко: «Выйди из очереди, ты пролаза!»;
д) говорите: «Я занял очередь раньше вас. Пожалуйста, станьте в конец очереди».
- Кто-либо делает что-нибудь такое, что вам не нравится вызывает у вас сильное раздражение. Обычно в таких случаях вы:
а) выкрикиваете: «Вы болван, кретин, я ненавижу вас!»;
б) говорите: «Я сердит на вас. Мне не нравится то, что вы делаете»;
в) действуете так, чтобы повредить этому делу, но ничего этому типу не говорите;
г) говорите: «Я рассержен. Вы мне не нравитесь»;
д) игнорируете это событие и ничего не говорите этому типу.
- Кто-либо имеет что-нибудь такое, чем вы хотели бы пользоваться. Обычно в таких случаях вы:
а) говорите этому человеку, чтобы он дал вам эту вещь;
б) воздерживаетесь от всяких просьб;
в) отбираете эту вещь;
г) говорите этому человеку, что вы хотели бы пользоваться данным предметом, и затем просите его у него;
д) рассуждаете об этом предмете, но не просите его для пользования.
- Кто-либо спрашивает, может ли он получить у вас определённый предмет для временного пользования, но так как это новый предмет, вам не хочется его одалживать. В таких случаях вы обычно:
а) говорите: «Нет, я только что достал его и не хочу с ним расставаться, может быть, когда-нибудь потом»;
б) говорите: «Вообще-то я не хотел бы его давать, но вы можете попользоваться им »;
в) говорите: «Нет, приобретайте свой!»;
г) одалживаете этот предмет вопреки своему нежеланию;
д) говорите: «Вы с ума сошли!»
- Какие-то люди ведут беседу о хобби, которое нравится и вам, и вы хотели бы присоединиться к разговору. В таких ситуациях вы обычно:
а) не говорите ничего;
б) прерываете беседу и сразу же начинаете рассказывать о своих успехах в этом хобби;
в) подходите поближе к группе и при удобном случае вступаете в разговор;
г) подходите поближе и ожидаете, когда собеседники обратят на вас внимание;
д) прерываете беседу и тотчас начинаете говорить о том, как сильно вам нравится это хобби.
- Вы занимаетесь своим хобби, а кто-либо спрашивает «Что Вы делаете?». Обычно вы:
а) говорите: «О, это пустяк». Или: «Да ничего особенного».
б) говорите «Не мешайте, разве вы не видите, что я занят?»
в) продолжаете молча работать;
г) говорите: «Это вас совсем не касается»;
д) прекращаете работу и объясняете, что именно вы делаете.
- Вы видите споткнувшегося и падающего человека. В таких случаях вы:
а) рассмеявшись, говорите: «Почему вы не смотрите под ноги»;
б) говорите: «У вас все в порядке? Может быть, я что-либо могу для вас сделать?»;
в) спрашиваете: «Что случилось?»;
г) говорите: «Это все колдобины в тротуаре»;
д) никак не реагируете на это событие.
- Вы стукнулись головой о полку и набили шишку. Кто-либо говорит: «С вами все в порядке?» Обычно вы:
а) говорите: «Я прекрасно себя чувствую. Оставьте меня в покое»;
б) ничего не говорите игнорируя этого человека;
в) говорите: «Почему вы не занимаетесь своим делом?»;
г) говорите: «Нет, я ушиб свою голову, спасибо за внимание»;
д) говорите: «Пустяки, у меня все будет о'кей».
- Вы допустили ошибку, но вина за нее возложена на кого-либо другого. Обычно в таких случаях вы:
а) не говорите ничего;
б) говорите: «Это их ошибка!»;
в) говорите: «Эту ошибку допустил я»;
г) говорите; «Я не думаю, что это сделал этот человек»;
д) говорите: «Это их горькая доля».
- Вы чувствуете себя оскорбленным словами, сказанными кем-либо в ваш адрес. В таких условиях вы обычно:
а) уходите прочь от этого человека, не сказав ему, что он расстроил вас;
б) заявляете этому человеку, чтобы он не смел больше этого делать;
в) ничего не говорите этому человеку, хотя чувствуете себя обиженным;
г) в свою очередь оскорбляете этого человека, называя его по имени;
д) заявляете этому человеку, что вам не нравится то, что он сказал, и что он не должен этого делать снова.
- Кто-либо часто перебивает, когда вы говорите. Обычно в таких случаях вы:
а) говорите: «Извините, но я хотел бы закончить то, о чем рассказывал»;
б) говорите: «Так не делают. Могу я продолжить свой рассказ?»;
в) прерываете этого человека, возобновляя свой рассказ;
г) ничего не говорите, позволяя другому человеку продолжать свою речь;
д) говорите: «Замолчите! Вы меня перебили!»
- Кто-либо просит вас сделать что-либо, что помешало бы вам осуществить свои планы. В этих условиях вы обычно:
а) говорите: «Я действительно имел другие планы, но я сделаю то, что вы хотите»;
б) говорите: «Ни в коем случае! Поищите кого-нибудь еще»;
в) говорите: «Хорошо, я сделаю то, что вы хотите»;
г) говорите: «Забудьте, убирайтесь прочь с вашей просьбой»;
д) говорите: «Я уже приступил к осуществлению других планов. Может быть, когда-нибудь потом».
- Вы видите кого-либо, с кем хотели бы встретиться и познакомиться. В этой ситуации вы обычно:
а) радостно окликаете этого человека и идете ему навстречу;
б) подходите к этому человеку, представляетесь и начинаете с ним разговор;
в) подходите к этому человеку и ждете, когда он заговорит с вами;
г) подходите к этому человеку и начинаете рассказывать о
каких-либо делах, совершенных вами;
д) ничего не говорите этому человеку.
- Кто-либо, кого вы раньше не встречали, останавливается и окликает вас возгласом «Привет!» В таких случаях вы обычно:
а) говорите: «Что вам угодно?»;
б) не говорите ничего;
в) говорите: «Оставьте меня в покое. Убирайтесь прочь!»;
г) произносите в ответ «Привет!», представляетесь и просите этого человека представиться в свою очередь;
д) киваете головой, произносите «Привет!» и проходите мимо.