Регистрация
Воспитание без всестороннего обогащения собственного жизненного опыта - не воспитание
Эрнст Тельман
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайта https://www.saidova-viknik.ru/
Сейчас на сайте: 3

Версия для слабовидящих

ТЕСТ Л. МИХЕЛЬСОНА "КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ» В МОДИФИКАЦИИ Ю.З. ГИЛЬБУХА


Данный тест представляет собой разновидность теста достижений, т. е. построен по типу задачи, у которой есть правильный ответ. В тесте предполагается некоторый эталонный вариант поведения, который соответствует компетентному, уверенному, партнерскому стилю. Степень приближения к эталону можно определить по числу правильных ответов. Неправильные ответы подразделяются на неправильные «снизу» (зависимые) и неправильные «сверху» (агрессивные). Опросник содержит описание 27 коммуникативных ситуаций. К каждой ситуации предлагается 5 возможных вариантов поведения. Подростку надо выбрать один, присущий именно ему способ поведения данной ситуации. Нельзя выбирать два или более вариантов или приписывать вариант, не указанный в опроснике. Авторами предлагается ключ, с помощью которого можно определить, к какому типу реагирования относится выбранный вариант ответа: уверенному, зависимому или агрессивному. В итоге предлагается подсчитать число правильных и не правильных ответов в процентном отношении к общему числу выбранных ответов.

Все вопросы разделены авторами на 5 типов коммуникативных ситуаций:

  • ситуации, в которых требуется реакция на положительные высказывания партнера (вопросы 1,2, 11, 12);
  • ситуации, в которых подросток (старшеклассник) должен реагировать на отрицательные высказывания (вопросы 3,4, 5, 15, 23, 24);
  • ситуации, в которых к подростку (старшекласснику) обращаются с просьбой (вопросы 6, 10, 14, 16, 17, 25);
  • ситуации беседы (13, 18, 19, 26, 27);
  • ситуации, в которых требуется проявление эмпатии (понимание чувств и состояний другого человека (вопросы 7, 8. 9,20,21,22).

Проводя анализ результатов, можно провести дифференциацию оценок по каждому из пяти типов ситуаций, указанных выше.          

Обработка и анализ результатов

Первый способ обработки

 По каждой из 27 ситуаций может быть подсчитан процент учащихся, выбравших в данной ситуации а) зависимое поведение, б) правильную реакцию, в) агрессивный ответ.  За 100% принимается общее число испытуемых, составивших репрезентативную выборку. Данные обработки могут быть представлены таблично.

Второй способ обработки

Второй способ обработки данных, предложенный авторами перевода и валидизадии методики Л. Михельсона, предполагал определить число правильных реакций дифференцирование по каждой из 5 ситуаций:

  • реакция на положительное высказывание;
  • реакция на отрицательное высказывание;
  • реакция на ситуации, когда к подростку (старшекласснику) обращаются с просьбой;
  • ситуации беседы;
  • ситуации, в которых требуется проявление эмпатии.

Полученные данные зачастую составляют «пеструю» картину, не поддающуюся какому-либо анализу.

С помощью приглашенных независимых экспертов методом контент-анализа из всех 27 ситуаций были выделены 10 типов коммуникативных умений (уровень достоверности). Вот эти блоки умений:

  • 1 умение оказывать и принимать знаки внимания (комплименты) от сверстника (вопросы 1,2, 11, 12);
  • 2 реагирование на справедливую критику (вопросы 4, 13);
  • 3 реагирование на несправедливую критику (вопросы 3, 9);
  • 4 реагирование на задевающее провоцирующее поведение со стороны собеседника (вопросы 5. 14, 15, 23, 24);
  • 5 умение обратиться к сверстнику с просьбой (вопросы 6, 16);
  • 6 умение ответить отказом на чужую просьбу, сказать «нет» (вопросы 10, 17, 25);
  • 7 умение самому оказать сочувствие, поддержку (вопросы 7, 20);
  • 8 умение самому принимать сочувствие и поддержку со стороны сверстников (вопросы 8, 21);
  • 9 умение вступить в контакт с другим человеком, контактность (вопросы 18, 26);
  • 10 реагирование на попытку вступить с тобой в контакт (вопросы 19, 27).

Далее следует провести дифференцированный анализ результатов по приведенных 10  баллам ситуаций (преобладающее в процентном отношении количество  испытуемых выбравших правильный ответ, — уверенное поведение; агрессивное, давящее поведение; зависимое поведение). Результаты этого исследования могут быть представлены с помощью схемы.

№ вопроса

Типы реакций

Неправильные «снизу» (зависимые, неуверенные)

Правильные (уверенные)

Неправильные «сверху» (агрессивные, давящие)

  1.  

А

Г

Б, В

Д

 

  1.  

А

В

Д

Б

Г

  1.  

В

Д

Б

А

Г

  1.  

Б

Д

Г

А

В

  1.  

Г

 

А, Б

В

Д

  1.  

А

Г

В, Д

Б

 

  1.  

Б

Г

А, В

Д

 

  1.  

А

Г

В

Б

Д

  1.  

Д

 

Б, В

А

Г

  1.  

Б

Д

Г

А

В

  1.  

Б

Д

Г

А

В

  1.  

Б

Г

А

В

Д

  1.  

А

Г

В

Б

Д

  1.  

А

В

Д

Б

Г

  1.  

В

Д

Б

А

Г

  1.  

Б

Д

Г

А

В

  1.  

Г

 

А, Б

Д

В

  1.  

А

Г

В

Б

Д

  1.  

А

В

Д

Б

Г

  1.  

Г

Д

Б, В

А

 

  1.  

Б

 

Г, Д

А

В

  1.  

А

 

В, Г

Б

Д

  1.  

А

В

Д

Б

Г

  1.  

Г

 

А, Б

В

Д

  1.  

В

 

А, Д

Б

Г

  1.  

В

Д

А, Б

Г

 

  1.  

Б

Д

А, Г

В

 

 

Инструкция: «Мы просим вас внимательно прочитать каждую из описанных ситуаций и выбрать один вариант поведения в ней. Это должно быть наиболее характерное для вас поведение, то, что вы действительно делаете в таких случаях, а не то, что, по-вашему, следовало бы сделать».

Тестовый материал

  1. Кто-либо говорит вам: «Мне кажется, что вы замечательный человек». Вы обычно в подобных случаях:

а) говорите: «Нет, что вы! Я таким не являюсь»;

б) говорите: «Спасибо, я действительно человек выдающийся»;

в) говорите: «Спасибо»:

г) ничего не говорите и при этом краснеете;

д) говорите: «Да, я думаю, что отличаюсь от других и в лучшую сторону».

  1. Кто-либо совершает действие или поступок, которые, по Вашему мнению, являются замечательными. В таких случаях вы обычно:

а) поступаете так, как если бы это действие не было столь   замечательным, и при этом говорите: «Нормально!»;

б) говорите: «Это было отлично, но я видел результаты лучше»;

в) ничего не говорите;

г) говорите: «Я могу сделать гораздо лучше»;

д) говорите: «Это действительно замечательно!»

  1. Вы занимаетесь делом, которое вам нравится, и думаете, что оно у вас получается очень хорошо. Кто-либо говорит «Мне это не нравится!» Обычно в таких случаях вы:

а) говорите: «Кто вы такой, чтобы мне указывать»;

б) говорите: «Я все же думаю, что это заслуживает хорошей оценки»;

в) говорите: «Вы правы», — хотя на самом деле не согласны с этим;

г) говорите: «Я думаю, что это выдающийся уровень. Кроме того: что вы в этом понимаете!»;

д) чувствуете себя обиженным и ничего не говорите в ответ.

  1. Вы забыли взять с собой какой-то предмет, а думали, что принесли его, и кто-то говорит вам: «Вы такой растяпа! Вы забыли бы и свою голову, если бы она не была прикреплена к плечам». Обычно вы в ответ:

а) говорите: «Во всяком случае, я толковее вас. Кроме того, что Вы в этом понимаете!»;

б) говорите: «Да, вы правы. Иногда я веду себя как растяпа»

в) говорите: «Если кто-либо растяпа, то это вы»;

г) говорите: «У всех людей есть недостатки. Я не заслуживаю такой оценки только за то, что забыл что-то»;

д) ничего не говорите или вообще игнорируете это заявление.

  1. Кто-либо, с кем вы договорились встретиться, опоздал на 30 минут, и это вас расстроило, причем человек этот не дает никаких объяснений своему опозданию. В ответ вы обычно

а) говорите: «Я расстроен тем, что вы заставили меня столько  ждать»;

б) говорите: «Я все думал, когда же вы придете»;

в) говорите: «Это был последний раз, когда я заставил себя ждать вас»;

г) ничего не говорите этому человеку;

д) говорите: «Какое безобразие! Как вы смели так опаздывать!»

  1. Вам нужно, чтобы кто-либо сделал для вас одну вещь. Обычно в таких случаях вы:

а) никого ни о чем не просите;

б) говорите: «Вы должны сделать это для меня»;

в) говорите: «Не могли бы вы сделать для меня одну вещь?», после этого объясняете суть дела;

г) слегка намекаете, что вам нужна услуга этого человека;

д) говорите: «Я хочу, чтобы вы сделали это для меня».

  1. Вы знаете, что кто-то чувствует себя  расстроенным. Обычно в таких ситуациях вы:

а) говорите: «Вы выглядите расстроенным. Не могу ли я помочь?»;

б) находясь рядом с этим человеком, не заводите разговора о его состоянии;

в) говорите: «У вас какая-то неприятность? »;

г) ничего не говорите и оставляете этого человека наедине с собой;

д) смеясь, говорите: «Вы просто как большой ребенок!»

  1. Вы чувствуете себя расстроенным, а кто-либо говорит: «Вы выглядите расстроенным». Обычно в таких ситуациях вы:

а) отрицательно качаете головой или ни как не реагируете;

б) говорите" «Это не ваше дело!»;

в) говорите: «Да, я немного расстроен. Спасибо за участие»;

г) говорите: «Пустяки»;

д) говорите: «Я расстроен, оставьте меня одного».

  1. Кто-либо порицает вас за ошибку, совершенную другими. В таких случаях вы обычно:

а) говорите: «Вы с ума сошли!»;

б) говорите: «Это не моя вина. Кто-то другой совершил эту ошибку»;

в) говорите: «Я не думаю, что это моя вина»;

г) говорите: «Оставьте меня в покое, Вы не знаете, что вы говорите»;

д) принимаете свою вину или не говорите ничего.

  1. Кто-либо просит вас сделать что-либо, но вы не знаете, почему это должно быть сделано. Обычно в таких случаях Вы:

а) говорите: «Это не имеет никакого смысла, я не хочу это делать»;

б) выполняете просьбу и ничего не говорите;

в) говорите: «Это глупость; я не собираюсь этого делать»;

г) прежде чем выполнить просьбу, говорите: «Я не понимаю, почему вы хотите, чтобы это было сделано»;

д) говорите: «Если вы этого хотите...», после чего выполняете просьбу.

  1. Кто-то говорит вам, что, по его мнению, то, что вы сделали, великолепно. В таких случаях вы обычно:

а) говорите: «Да, я обычно это делаю лучше, чем большинство других людей»;

б) говорите: «Нет, это не было столь здорово»:

в) говорите: «Правильно, я действительно  это делаю лучше всех»;

г) говорите: «Спасибо»;

д) игнорируете услышанное и ничего не отвечаете.

  1. Кто-либо был очень любезен с вами. Обычно в таких случаях вы;

а) говорите: «Вы действительно были очень любезны по отношению ко мне»;

б) действуете так, будто этот человек не был столь  любезен к вам, и говорите: «Да, спасибо»;

в) говорите: «Вы вели себя в отношении меня вполне нормально, но я заслуживаю большего»;

г) игнорируете этот факт и ничего не говорите.

д) говорите: «Вы вели себя в отношении меня недостаточно хорошо».

  1. Вы разговариваете с приятелем очень громко, и кто-либо говорит вам: «Извините, но вы ведете себя слишком шумно». В таких случаях вы обычно:

а) немедленно прекращаете беседу;

б) говорите: «Если вам это не нравится, проваливайте отсюда»;

в) говорите: «Извините, я буду говорить тише», после чего ведется беседа приглушенным голосом;

г) говорите: «Извините» и прекращаете беседу;

д) говорите: «Все в порядке», и продолжаете громко разговаривать.

  1. Вы стоите в очереди, и кто-либо становится впереди вас. Обычно в таких случаях вы:

а) негромко комментируете это, ни к кому не обращаясь, например: «Некоторые люди ведут себя очень нервно»;

б) говорите: «Становитесь в хвост очереди!»:

в) ничего не говорите этому типу;

г) говорите громко: «Выйди из очереди, ты пролаза!»;

д) говорите: «Я занял очередь раньше вас. Пожалуйста, станьте в конец очереди».

  1. Кто-либо делает что-нибудь такое, что вам не нравится вызывает у вас сильное раздражение. Обычно в таких случаях вы:

а) выкрикиваете: «Вы болван, кретин, я ненавижу вас!»;

б) говорите: «Я сердит на вас. Мне не нравится то, что вы делаете»;

в) действуете так, чтобы повредить этому делу, но ничего этому типу не говорите;

г) говорите: «Я рассержен. Вы мне не нравитесь»;

д) игнорируете это событие и ничего не говорите этому типу.

  1. Кто-либо имеет что-нибудь такое, чем вы хотели бы пользоваться. Обычно в таких случаях вы:

а) говорите этому человеку, чтобы он дал вам эту вещь;

б) воздерживаетесь от всяких просьб;

в) отбираете эту вещь;

г) говорите этому человеку, что вы хотели бы пользоваться данным предметом, и затем просите его у него;

д) рассуждаете об этом предмете, но не просите его для пользования.

  1. Кто-либо спрашивает, может ли он получить у вас определённый предмет для временного пользования, но так как это новый предмет, вам не хочется его одалживать. В таких случаях вы обычно:

а) говорите: «Нет, я только что достал его и не хочу с ним расставаться, может быть, когда-нибудь потом»;

б) говорите: «Вообще-то я не хотел бы его давать, но вы можете попользоваться им »;

в) говорите: «Нет, приобретайте свой!»;

г) одалживаете этот предмет вопреки своему нежеланию;

д) говорите: «Вы с ума сошли!»

  1. Какие-то люди ведут беседу о хобби, которое нравится и вам, и вы хотели бы присоединиться к разговору. В таких ситуациях вы обычно:

а) не говорите ничего;

б) прерываете беседу и сразу же начинаете рассказывать о своих успехах в этом хобби;

в) подходите поближе к группе и при удобном случае вступаете в разговор;

г) подходите поближе и ожидаете, когда собеседники обратят на вас внимание;

д) прерываете беседу и тотчас начинаете говорить о том, как сильно вам нравится это хобби.

  1. Вы занимаетесь своим хобби, а кто-либо спрашивает «Что Вы делаете?». Обычно вы:

а) говорите: «О, это пустяк». Или: «Да ничего особенного».

б) говорите «Не мешайте, разве вы не видите, что я занят?»

в) продолжаете молча работать;

г) говорите: «Это вас совсем не касается»;

д) прекращаете работу и объясняете, что именно вы делаете.

  1. Вы видите споткнувшегося и падающего человека. В таких случаях вы:

а) рассмеявшись, говорите: «Почему вы не смотрите под ноги»;

б) говорите: «У вас все в порядке? Может быть, я что-либо могу для вас сделать?»;

в) спрашиваете: «Что случилось?»;

г) говорите: «Это все колдобины в тротуаре»;

д) никак не реагируете на это событие.

  1. Вы стукнулись головой о полку и набили шишку. Кто-либо говорит: «С вами все в порядке?» Обычно вы:

а) говорите: «Я прекрасно себя чувствую. Оставьте меня в покое»;

б) ничего не говорите игнорируя этого человека;

в) говорите: «Почему вы не занимаетесь своим делом?»;

г) говорите: «Нет, я ушиб свою голову, спасибо за внимание»;

д) говорите: «Пустяки, у меня все будет о'кей».

  1. Вы допустили ошибку, но вина за нее возложена на кого-либо другого. Обычно в таких случаях вы:

а) не говорите ничего;

б) говорите: «Это их ошибка!»;

в) говорите: «Эту ошибку допустил я»;

г) говорите; «Я не думаю, что это сделал этот человек»;

д) говорите: «Это их горькая доля».

  1. Вы чувствуете себя оскорбленным словами, сказанными кем-либо в ваш адрес. В таких условиях вы обычно:

а) уходите прочь от этого человека, не сказав ему, что он расстроил вас;

б) заявляете этому человеку, чтобы он не смел больше этого делать;

в) ничего не говорите этому человеку, хотя  чувствуете себя обиженным;

г) в свою очередь оскорбляете этого человека, называя его по имени;

д) заявляете этому человеку, что вам не нравится то, что он сказал, и что он не должен этого делать снова.

  1. Кто-либо часто перебивает, когда вы говорите. Обычно в таких случаях вы:

а) говорите: «Извините, но я хотел бы закончить то, о чем рассказывал»;

б) говорите: «Так не делают. Могу я продолжить свой рассказ?»;

в) прерываете этого человека, возобновляя свой рассказ;

г) ничего не говорите, позволяя другому человеку продолжать свою речь;

д) говорите: «Замолчите! Вы меня перебили!»

  1. Кто-либо просит вас сделать что-либо, что помешало бы вам осуществить свои планы. В этих условиях вы обычно:

а) говорите: «Я действительно имел другие планы, но я сделаю то, что вы хотите»;

б) говорите: «Ни в коем случае! Поищите кого-нибудь еще»;

в) говорите: «Хорошо, я сделаю то, что вы хотите»;

г) говорите: «Забудьте, убирайтесь прочь с вашей просьбой»;

д) говорите: «Я уже приступил к осуществлению других планов. Может быть, когда-нибудь потом».

  1. Вы видите кого-либо, с кем хотели бы встретиться и познакомиться. В этой ситуации вы обычно:

а) радостно окликаете этого человека и идете ему навстречу;

б) подходите к этому человеку, представляетесь и начинаете с ним разговор;

в) подходите к этому человеку и ждете, когда он заговорит с вами;

г) подходите к этому человеку и начинаете рассказывать о

каких-либо делах, совершенных вами;

д) ничего не говорите этому человеку.

  1. Кто-либо, кого вы раньше не встречали, останавливается и окликает вас возгласом «Привет!» В таких случаях вы обычно:

а) говорите: «Что вам угодно?»;

б) не говорите ничего;

в) говорите: «Оставьте меня в покое. Убирайтесь прочь!»;

г) произносите в ответ «Привет!», представляетесь и просите этого человека представиться в свою очередь;

д) киваете головой, произносите «Привет!» и проходите мимо.