Регистрация
Плох тот воспитатель детей, который не помнит своего детства
Эбнер Эшенбах
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайта https://www.saidova-viknik.ru/
Сейчас на сайте: 2

Версия для слабовидящих

Советы родителям выпускников


     Семейная атмосфера выпускника в наше время является главным фактором успешной адаптации к подготовке и сдаче экзаменов, к социально-психологической адаптации в новой социальной ситуации.

       В этой ситуации родителям, прежде всего, должно быть присуще умение владеть собой, быть ответственными, сильными, активными и в то же время тонкими и чуткими, понимать эмоциональное состояние своего ребёнка, помочь ему освободиться от негативных эмоций.    

       Родители должны помочь выпускнику в развитии позитивного представления о себе путём внимательного отношения и поощрения его деятельности, создавая благоприятную атмосферу доброжелательности.

    Помните, что недостаток положительного стимулирования и преобладания отрицательной оценки со стороны родителей в процессе подготовки выпускника к экзамену вызывает чувство внутренней незащищённости, неуверенности в себе и страха перед предстоящими испытаниями.

    Чтобы помочь своему ребёнку в подготовке и сдаче экзаменов, постарайтесь заранее смоделировать ситуацию испытаний вместе с ним. Для этого поговорите с выпускниками прошлого года, их родителями, посетите вуз, в который будет поступать ваш ребёнок.

    Подберите оптимальные решения ситуаций, которые могут возникнуть на экзамене, учитывая индивидуальные психологические и физиологические особенности вашего ребёнка. Найти сегодня литературу по аутотренингам, саморегуляции, ауторелаксации не составит большого труда для вас. Постарайтесь сами научиться, а также научить своего ребёнка приёмам расслабления и саморегуляции. Проиграйте соответствующую ситуацию, в которой это умение пригодится вашему ребёнку на экзамене.

    Очень важна ваша психологическая поддержка выпускнику, если он не поступит в вуз. В ситуации неуспеха выпускник остро испытывает чувство разочарования, обиды, вины за неоправданные надежды родителей. Преодолеть или существенно смягчить напряжённое состояние выпускника, вызванное возникшей проблемой, обязаны родители. Необходимо вместе с ним продумать возможные способы выхода из создавшейся ситуации, не драматизируя её. Постарайтесь сами принять и помочь принять ребёнку возникшую ситуацию.

     Умение сконцентрироваться на положительном в любой ситуации поможет успокоиться, сориентироваться и найти правильное решение, снизить субъективную значимость проблемной ситуации. Не стоит идти на поводу своих страстей и эмоций, лучше попробовать снизить значимость проблемы для себя и ребёнка, например, скажите: "Это для меня не так важно, как здоровье моего ребёнка, как благополучие нашей семьи. Ничего страшного не произошло! Всё можно исправить!".

     Жизни без проблем не бывает, поэтому у каждого человека всегда есть проблемы; решив одну проблему, человек сталкивается с другой; уходя от одних проблем, он обязательно найдёт новые проблемы. Очень многого можно добиться, если в своих действиях руководствоваться принципами: "Я должен", "Я могу". Человек предрекает себе успех, предпринимая действия с самоориентацией на достижение позитивного результата.

Советы родителям:

Не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей. Чтобы помочь детям как можно лучше подготовиться к экзаменам, попробуйте выполнить несколько советов:

  1. Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
  2. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов – это отрицательно скажется на результате тестирования. Ребенок в силу возрастных особенностей может не справиться со своими эмоциями и «сорваться».
  3. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
  4. Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
  5. Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету и потренируйте ребенка, ведь тестирование отличается от привычных для него письменных и устных экзаменов.
  6. Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
  7. Не попрекайте ребенка деньгами, заплаченными репетитору. Это может вызвать чувство вины, а значит, и еще один стресс. 
  8. Не обещайте за хорошо сданные экзамены золотые горы. Мало того что ребенок будет думать во время подготовки больше о награде, чем об экзамене и его результатах, так еще и на самом экзамене ребенок не сможет сконцентрироваться
  9. Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе.
  10. Контролируйте режим подготовки ребенка к экзаменам, не допускайте перегрузок;
  11. Обратите внимание на питание ребенка. Такие продукты как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
  12. Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
  13. Помните, здоровье вашего ребенка важнее, чем оценка. Наверное, в доме в эту пору должно быть тише и спокойнее, чем обычно. Атмосфера в семье вообще много стоит, а теперь и подавно. Избегайте конфликтов и снимайте напряжение. Научите детей верить, что им обязательно повезет. И не только на экзамене!
  14. Не критикуйте ребенка после экзамена.
  15. Помните: главное – снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить ему подходящие условия для занятий.

      Если ваш ребенок получил оценку ниже, чем хотелось бы, или вовсе провалил вступительный экзамен, помогите ему справиться с этой бедой. Не осуждайте и не насмехайтесь над ним, вместо этого воспользуйтесь возможностью понять, в чем причина неудачи, обсудите, какие выводы можно сделать и что означает в данном случае пресловутое «не повезло». 

 


Подростки и их родители


Родители и воспитание

  • Не требуйте от ребенка совершенства там, где оно не является необходимостью. В любой ситуации сохраняйте спокойствие и не поддавайтесь на эмоциональные манипуляции подростка.

  • Будьте физически и эмоционально доступны для ребенка, не пытаясь контролировать каждое его действие. Лучше всего предоставить именно ему право выбирать время и длительность общения. Постарайтесь всегда откликаться на просьбы ребенка о внимании.

  • Если ребенок нуждается в вашей помощи, выясняйте, какая именно поддержка нужна подростку, и обеспечивайте именно ее, не думая, что вы лучше знаете, как ему помочь. Всегда предлагайте как можно больше альтернативных решений в разборе сложной ситуации.

  • Устанавливайте теплые приятельские отношения с родителями друзей вашего ребенка.

  • Обеспечьте ребенку такие условия жизни, чтобы в случае неприятностей он в первую очередь искал поддержки у вас, не опасаясь наказаний или осуждения.
  • Родители должны помнить, что их дети очень не похожи на тех подростков, какими были они сами двадцать лет назад. У вашего ребенка гораздо больше соблазнов, чем было у вас, при том, что физиологически дети не изменились, разве что взросление и половое созревание происходит немного раньше, чем происходило у вас.

  • Основные стратегии «выживания» для родителей подростков:
  • Родителям следует помнить, что подростки крайне обеспокоены своим телом и темой секса. Нормальны ли они? Как их воспринимают окружающие, особенно противоположного пола? Помните, что интерес ребенка четырнадцати лет к половым вопросам – абсолютно нормальное явление и не означает, что подросток собирается немедленно вступить в сексуальные отношения. Не поддавайтесь соблазну обозвать резко изменившееся поведение ребенка аморальным, неправильным или нездоровым. Также остерегайтесь судить о том, что представляет собой ваш подросток, исходя из своих домыслов и чувств.

  • Отличительная черта подросткового периода – повышенная эмоциональность. Очень часто подросток чувствует себя чрезмерно смущенным, беззащитным и одиноким, в частности оттого, что обнаруживает хрупкость и ненадежность отношений со сверстниками.

  • Подросток остро нуждается в личном пространстве, в том числе и для того, чтобы подолгу рассматривать свое меняющееся тело. В идеале ребенку старше одиннадцати – двенадцати лет нужна отдельная комната, но если у вас нет возможности обеспечить ему собственное помещение, выделите подростку угол, где его никто не будет беспокоить – ни вы, ни братья и сестры.

  • Никогда и ни при каких условиях нельзя дразнить подростка на тему его внешности, подшучивать над его телом, поскольку это может привести к неуверенности в себе и постоянному смущению.

  • То, что подросток ищет разные пути обретения независимости, нормально и не должно расцениваться родителями в качестве потери контакта с ребенком или полной утраты авторитета. Ребенок может не хотеть присоединяться к семейным сборищам по праздникам, сопротивляться вступлению родителей в родительский комитет, сблизиться с другим взрослым человеком вне семьи (учитель, родитель друга и т.п.).

  • Чтобы оказать максимальную пользу растущему подростку, родителям необходимо оставаться постоянными и последовательными в своих реакциях. Поддерживайте идеи ребенка, не доминируя и не подавляя своим авторитетом развивающуюся личность подростка.

  • Большинство шестнадцатилетних детей сосредоточены на школьной и околошкольной жизни. Они выбирают друзей из представителей своего пола. Нередки ситуации, когда лучший друг становится человеком, замещающим фигуры родителей, самым близким существом. Однако дружба между подростками не очень крепка, может внезапно разрушиться от сплетен, непонимания или других факторов, и очень больно ранить ребенка.

  • Подросток учится уважать права и потребности окружающих. Помочь ему можно, прося соблюдать семейные правила, очерчивая собственные границы дозволенного. У каждого члена семьи должны быть собственные обязанности по дому, в том числе и у подростка. Избегайте контроля и напоминаний. Если дело не сделано, а ваше терпение заканчивается, старайтесь не ругать ребенка, а говорить о своих чувствах, о том, как вам обидно и неприятно, что не выполняются совместно принятые договоренности.

  • Родители для подростка остаются оплотом этики, морали и нравственности.

  • Подростку важны школьные мероприятия и участие в групповых авантюрах.

  • Чтобы предотвратить серьезные психические срывы, будьте особенно внимательны к настроению ребенка. Особо опасны депрессии и употребление наркотиков.


Характеристики родителей, которые могут помочь подростку стать взрослым

Мудрый родитель:

  • Иллюстрация с сайта http://www.gettyimages.com/Знает особенности подросткового периода, представляет, чего можно ожидать от ребенка.

  • Хвалит, поддерживает и поощряет ребенка и его занятия. Выказывает искренний интерес чувствами подростка.

  • Организовывает семейные и дружеские мероприятия, где подросток участвует наравне со взрослыми.

  • Поощряет разумную и безопасную независимость и самостоятельность подростка, доверяет ему в выборе друзей и интересов вне дома. При этом всегда готов дать родительский совет и объяснить, почему компании подростков бывают разными, и чего следует остерегаться.

  • Находит время, чтобы выслушать подростка, побыть с ним, когда ему это нужно.

  • Устанавливает разумные и не чрезмерно жесткие правила поведения в семье, следит за их исполнением, не унижая ребенка нотациями и упреками. Всегда и во всем придерживается непреложного принципа уважения к ребенку и его личной ответственности.

  • Устанавливает штрафные санкции за несоблюдение общепринятых правил. Не повышает голоса, не запугивает и не устраивает скандалов. Четко соблюдает все договоренности, исполняет обещанное, невзирая на обстоятельства, и последовательно и твердо претворяет в жизнь как награды, так и наказания.

  • Не оставляет подростка одного на больший срок, чем это необходимо, чтобы закончить работу и доехать до дома. Обеспечивает ребенку компанию взрослого человека, если вынужден задержаться дольше обычного.

  • Дает ребенку посильные поручения и обеспечивает адекватную награду за труды.

  • Выделяет фиксированную ежемесячную (еженедельную) сумму на карманные расходы и не контролирует траты.

  • Демонстрирует заинтересованность успеваемостью ребенка и проповедует необходимость получения знаний.

  • Получает удовольствие от совместных с ребенком занятий.

  • Гордится способностями, успехами и достижениями подростка.

  • Обеспечивает подростку информационную поддержку о вариантах развития событий. Доверяет ребенку принятие решений на основании имеющейся информации.

  • Всегда находится на стороне ребенка и готов выслушать, понять, принять и простить в случае ошибки. Всегда готов прийти на помощь.

  • Уважает право подростка на уединение и личное пространство.

  • Не критикует при ребенке другого родителя. Ребенку необходимо любить и уважать обоих родителей.

  • Поднимает самооценку ребенка путем похвал и одобрения. Отмечает все успехи и достижения ребенка, а также попытки сделать что-либо хорошее.

  • Не критикует, не пилит, не ругает ребенка за несделанное. Использует тактику положительного подкрепления.

  • Не пытается быть лучшим другом подростку. Помнит, что его роль – быть принимающим и чутким родителем и наставником.

  • Выказывает уважение подростку. Считается с его мнением, выслушивает его спокойно, не перебивая и не доказывая, что ребенок неправ, даже если убежден в своей правоте.

  • С удовольствием знакомится с друзьями ребенка. Избегает суждений на основании внешности или первого впечатления. Никогда не отзывается о друзьях ребенка плохо, даже если они очень не нравятся.

  • Гостеприимен, с радостью принимает дома друзей подростка.

  • Позволяет подростку принимать решения, которые не могут навредить его здоровью и безопасности, например, выбирать стиль одежды.

  • Вовлекает подростка в дела семьи, в которых требуется принять решение, касающееся всех ее членов.

  • Принимает на себя ответственность за сексуальное образование подростка. В частности, проводит беседы, предлагает книги для самостоятельного чтения.


Признаки нормально растущего подростка

  • Верит в то, что в любом случае все будет хорошо.

  • Находится в хорошей физической форме, здоров или изо всех сил стремится поправиться, если чем-то болеет; обладает отменным аппетитом.

  • Обладает уверенностью в себе (под уверенностью в себе мы подразумеваем гордость за себя и твердую веру в собственную способность к выполнению всего задуманного).

  • С удовольствием общается со сверстниками (особенно одного с собой пола).

  • С радостью включается в любую развлекательную деятельность.

  • Признает важность правил и честной игры.

  • Энергичен, полон энтузиазма и любознательности.

  • Особо успешен в спорте или отличается драматическим, музыкальным, художественным талантом.

  • Неплохо учится в школе, проявляет способности выходить из сложных учебных ситуаций с помощью смекалки.

  • Способен без напоминаний выполнять домашние задания (или с небольшими напоминаниями со стороны родителей).

  • Берет на себя ответственность за собственное здоровье.

  • Без страха и стеснения задает родителям любые вопросы.

  • В целом сговорчив и доброжелателен, хотя время от времени может быть непоследовательным и непредсказуемым.


Подробнее на Medkrug.RU: http://www.medkrug.ru/kid_growth/show/year15#4


Возрастные особенности учебной деятельности старшеклассников: на заметку родителям


 

 

 

 

Старший школьный возраст. В ранней юности учение продолжает оставаться одним из главных видов деятельности старшеклассников. В связи с тем, что в старших классах расширяется круг знаний, что эти знания ученики применяют при объяснении многих фактов действительности, они более осознанно начинают относиться к учению. В этом возрасте встречаются два типа учащихся: для одних характерно наличие равномерно распределенных интересов, другие отличаются ярко выраженным интересом к одной науке. Во второй группе проявляется некоторая односторонность, но это не случайно и типично для многих учеников. Основы законодательства о народном образовании закрепили награждение оканчивающих среднюю школу похвальной грамотой «За особые успехи в изучении отдельных предметов».

Различие в отношении к учению определяется характером мотивов. На первое место выдвигаются мотивы, связанные с жизненными планами учащихся, их намерениями в будущем, мировоззрением и самоопределением. По своему строению мотивы старших школьников характеризуются наличием ведущих, ценных для личности побуждений. Старшеклассники указывают на такие мотивы, как близость окончания школы и выбор жизненного пути, дальнейшее продолжение образования или работа по избранной профессии, потребность проявить свои способности в связи с развитием интеллектуальных сил. Все чаще старший школьник начинает руководствоваться сознательно поставленной целью, появляется стремление углубить знания в определенной области, возникает стремление к самообразованию. Учащиеся начинают систематически работать с дополнительной литературой, посещать лекции, работать в школах юных математиков, юных химиков и т. п.

Старший школьный возраст - это период завершения полового созревания и вместе с тем начальная стадия физической зрелости. Для старшеклассника типична готовность к физическим и умственным нагрузкам. Физическое развитие благоприятствует формированию навыков и умений в труде и спорте, открывает широкие возможности для выбора профессии. Наряду с этим физическое развитие оказывает влияние на развитие некоторых качеств личности. Например, осознание своей физической силы, здоровья и привлекательности влияет на формирование у юношей и девушек высокой самооценки, уверенности в себе, жизнерадостности и т. д., наоборот, осознание своей физической слабости вызывает порой у них замкнутость, неверие в свои силы, пессимизм.

Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Это создает новую социальную ситуацию развития. Задача самоопределения, выбора своего жизненного пути встает перед старшим школьником как задача первостепенной важности. Школьники старших классов обращены в будущее. Это новая социальная позиция изменяет для них и значимость учения, его задач и содержания. Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего. Они начинают иначе, чем подростки, смотреть на школу. Если подростки смотрят в будущее с позиции настоящего, то старшие школьники на настоящее смотрят с позиции будущего.

В старшем школьном возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами. У подростка учебные интересы определяют выбор профессии, у старших же школьников наблюдается обратное: выбор профессии способствует формированию учебных интересов, изменению отношения к учебной деятельности. В связи с необходимостью самоопределения у школьников возникает потребность разобраться в окружающем и в самом себе, найти смысл происходящего. В старших классах учащиеся переходят к усвоению теоретических, методологических основ, различных учебных дисциплин.
Характерным для учебного процесса является систематизация знаний по различным предметам, установление межпредметных связей. Все это создает почву для овладения общими законами природы и общественной жизни, что приводит к формированию научного мировоззрения.

Старший школьник в своей учебной работе уверенно пользуется различными мыслительными операциями, рассуждает логически, запоминает осмысленно. В то же время познавательная деятельность старшеклассников имеет свои особенности. Если подросток хочет знать, что собой представляет то или иное явление, то старший школьник стремится разобраться в разных точках зрения на этот вопрос, составить мнение, установить истину. Старшим школьникам становится скучно, если нет задач для ума. Они любят исследовать и экспериментировать, творить и создавать новое, оригинальное.
Старших школьников интересуют не только вопросы теории, но самый ход анализа, способы доказательства. Им нравится, когда преподаватель заставляет выбирать решение между разными точками зрения, требует обоснования тех или иных утверждений; они с готовностью, даже с радостью вступают в спор и упорно защищают свою позицию.

Наиболее частое и излюбленное содержание споров и задушевных бесед старшеклассников — это этические, нравственные проблемы. Их интересуют не какие-либо конкретные случаи, они хотят знать их принципиальную сущность. Искания старших школьников проникнуты порывами чувства, их мышление носит страстный характер. Старшеклассники в значительной мере преодолевают свойственную подросткам непроизвольность, импульсивность в проявлении чувств. Закрепляется устойчивое эмоциональное отношение к разным сторонам жизни, к товарищам и к взрослым людям, появляются любимые книги, писатели, композиторы, любимые мелодии, картины, виды спорта и т. д. и вместе с этим антипатия к некоторым людям, нелюбовь к определенному виду занятий и т. д.

В старшем школьном возрасте происходят изменения в чувствах дружбы, товарищества и любви. Характерной особенностью дружбы старшеклассников является не только общность интересов, но и единство взглядов, убеждений. Дружба носит интимный характер: хороший друг становится незаменимым человеком, друзья делятся самыми сокровенными мыслями. Еще более, чем в подростковом возрасте, предъявляются высокие требования к другу: друг должен быть искренним, верным, преданным, всегда приходить на помощь.

В этом возрасте возникает дружба между юношами и девушками, которая порой перерастает в любовь. Юноши и девушки стремятся найти ответ на вопрос: что такое настоящая дружба и настоящая любовь. Они много спорят, доказывают правильность тех или иных положений, принимают активное участие в вечерах вопросов и ответов, в диспутах.

В старшем школьном возрасте заметно изменяются эстетические чувства, способность эмоционально воспринимать и любить прекрасное в окружающей действительности: в природе, в искусстве, общественной жизни. Развивающиеся эстетические чувства смягчают резкие проявления личности юношей и девушек, помогают освобождаться от непривлекательных манер, вульгарных привычек, способствуют развитию чуткости, отзывчивости, мягкости, сдержанности.

Усиливается общественная направленность школьника, желание принести пользу обществу, другим людям. Об этом свидетельствует изменение потребностей старших школьников. У 80 процентов младших школьников преобладают личные потребности, и только в 20 процентах случаев учащиеся выражают желание сделать что-то полезное для других, но близких людей (для членов семьи, товарищей). Подростки в 52 процентах случаев хотели бы что-то сделать для других, но опять-таки людям ближайшего окружения. В старшем школьном возрасте картина существенно меняется. Большинство старшеклассников указывают на стремление оказать помощь школе, городу, селу, государству, обществу.

Огромное влияние на развитие старшего школьника оказывает коллектив сверстников, будь то школьный класс или просто дружеская компания. В исследованиях, посвященных нравственным идеалам и жизненным планам десятиклассников, выяснилось, что в некоторых коллективах мнением комсомольской организации дорожат 46 процентов, мнением классного коллектива - 44 процента, а мнением учителей - всего 29 процентов школьников. Однако это не снижает у старших школьников потребности в общении со взрослыми.

Напротив, поиски общения со взрослыми у них даже выше, чем в другие возрастные периоды. Стремление иметь взрослого друга объясняется тем, что решить вставшие проблемы самосознания и самоопределения самому бывает очень трудно. Эти вопросы живо обсуждаются в кругу ровесников, но польза такого обсуждения относительна: жизненный опыт мал, и тогда на помощь приходит опыт взрослых.

Старшие школьники предъявляют очень высокие требования к моральному облику человека. Это связано с тем, что в старшем школьном возрасте создается более целостное представление о себе и о личности других, расширяется круг осознаваемых социально-психологических качеств людей, и прежде всего одноклассников.

Требовательность к окружающим людям и строгая самооценка свидетельствуют о высоком уровне самосознания старшего школьника, а это, в свою очередь, приводит старшего школьника к самовоспитанию. В отличие от подростков у старшеклассников отчетливо проявляется новая особенность - самокритичность, которая помогает им более строго и объективно контролировать свое поведение. Юноши и девушки стремятся глубоко разобраться в своем характере, в чувствах, действиях и поступках, правильно оценить свои особенности и выработать в себе лучшие качества личности, наиболее важные и ценные с общественной точки зрения.
Несмотря на то, что старшеклассники более ответственно и планомерно занимаются самовоспитанием воли и характера, они все же нуждаются в помощи со стороны взрослых, и в первую очередь учителей, классных руководителей. Учитывая индивидуальные особенности, классный руководитель должен вовремя подсказать школьнику, на что ему следует обратить внимание при самовоспитании, как организовать упражнения по самовоспитанию воли и характера, познакомить с приемами стимуляции волевых усилий (самовнушение, самообязательство, самоконтроль и др.).
Ранняя юность - это время дальнейшего укрепления воли, развития таких черт волевой активности, как целеустремленность, настойчивость, инициативность. В этом возрасте укрепляется выдержка и самообладание, усиливается контроль за движением и жестами, в силу чего старшеклассники и внешне становятся более подтянутыми, чем подростки.

http://www.detskiysad.ru/ped/ped063.html