ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА_ЭРУДИТ
Необычные ответы на обычные вопросы | |
Вопрос | Ответ |
Когда нельзя сокращать сократимую обыкновенную дробь?
| Иногда обыкновенной дробью выражают нумерацию углового дома квартала (числитель-номер этого дома по одной улице, знаменатель-номер его по другой улице).
|
Вопросы на смекалку | |
Мотоциклист ехал в поселок. По дороге он встретил три легковые машины и грузовик. Сколько всего машин шло в этот поселок?
| Не менее одной (мотоцикл двигался в поселок).
|
В одной семье два отца и два сына. Сколько это человек? 3 балла | Дед, отец, сын.
|
Два велосипедиста одновременно выехали навстречу друг другу первый из пункта A со скоростью 20 км/ч, второй из B со скоростью 15 км/ч. Который из велосипедистов будет ближе к A в момент встречи их? 4 балла | Велосипедисты встретятся на одном и том же расстоянии от А. |
B семье 5 сыновей и у каждого есть сестра. Сколько детей в этой семье? 3 балла | 6
|
Чему равно произведение последовательных целых чисел? 5 баллов | 0.
|
Как можно истолковать равенства: а) 19+23 =18, б) 9+8=5, в) 12 + 12 = 0, г) 7*3=9? 6 баллов | Все эти равенства можно истолковать на языке часов.
|
Одно яйцо варят 4 мин. Сколько минут Нужно варить 5 яиц? 3 балла | 4
|
Четыре яблока, не разрезая их, нужно разделить между тремя приятелями так, чтобы никто из них не получил больше, чем остальные. Как это сделать?
| Первому дать 2 яблока, второму - 1, третьему - 1.
|
На сколько сумма всех четных чисел первой сотни больше суммы всех нечётных чисел этой сотни?
| На 50.
|
|
|
Очевидное - Невероятное | |
Существует ли: 1) наименьшее из всех положительных чисел, 2) наименьшее из всех неотрицательных чисел? 6 баллов | 1)Не существует; 2)Существует число 0.
|
Когда произведение двух чисел равно их частному? 4 балла | Когда один из множителей и делитель равны соответственно 1 или -1.
|
Чему равен наибольший общий делитель двух чисел, если наименьшее общее кратное этих чисел равно их произведению? 5 баллов | 1
|
Точный расчет и никаких премудростей | |
Блокнот с оберткой стоят 11 р. Сам блокнот на 10 р. дороже обертки. Сколько стоят блокнот и обертка в отдельности? 4 балла
| 10,5 р. и 0,5 р.
|
Сколько будет трижды сорок и пять? 3 балла
| 3*40+5=125. |
Часы с боем отбивают один удар за 1 с. Сколько времени потребуется часам, чтобы они отбили 12 ч? 3 балла | 11с.
|
Три курицы за три дня снесут три яйца. Сколько яиц снесут 6 куриц за 6 дней? А 4 курицы за 9 дней? 4 балла
| 12; 12.
|
Половина - треть числа. Какое это число? 5 баллов | 1,5
|
Который сейчас час, если оставшаяся часть суток вдвое меньше предыдущей?
| 8 часов.
|
В классе 36 учащихся. Мальчиков из них на 3 человека больше, чем девочек. Сколько в классе мальчиков и сколько девочек? 5 баллов
| Задача не имеет решения.
|
Сколько раз к наибольшему однозначному числу прибавить наибольшее двузначное число, чтобы получилось наибольшее трехзначное?
| 10 раз. |
Сумма уменьшаемого, вычитаемого и разности равна 25. Найдите уменьшаемое.
| 12,5
|
Вычислите сумму наибольших однозначного, двузначного, трехзначного и четырехзначного чисел.
| 11 106
|
Вычислите: 5+10+15+20+25+ ... +100.
| 1050
|
Сколько нулей в конце записи числа, выражающего произведение 1*2*3*4*5*6*...*14*15?
| 3 |
Когда полусумма двух положительных чисел равна их разности? | Когда одно число втрое больше другого.
|
|
|
Физика в природе | |
Почему буря, которая валит живые деревья летом, часто не может свалить стоящее рядом сухое дерево? 6 баллов | У живого дерева есть листва, следовательно, дерево имеет достаточно большую общую поверхность. Сила ветра, действующая на дерево, большая. Сухое дерево не имеет листьев - площадь поверхности его мала, следовательно, и давление со стороны ветра - мало.
|
Почему метеорит, пролетая через атмосферу Земли, раскаляется? 3 балла | Из-за трения об атмосферу. |
Для чего морскому крабу нужен крепкий панцирь? 4балла | Чтобы выдерживать давление толщи морской воды. |
Может ли звук сильного взрыва на Луне быть слышен на Земле? 5 баллов | Нет, так как звуковая волна не может распространяться в вакууме. |
Физика в быту | |
У вас есть зеленые и красные помидоры все перемешены и находятся в одной большой корзине. Как за минимально короткое время рассортировать их (красные - отдельно, зеленые - отдельно) не прикасаясь к ним руками? 6 баллов | Помидоры можно высыпать в ванну с водой. Из-за разницы в удельном весе спелые помидоры тонут, а зеленые плавают.
|
Можно ли загореть в комнате у освещенного солнцем, но закрытого окна? 4 балла | Нет. Загар вызывается ультрафиолетовым излучением, а обычное стекло его не пропускает.
|
Почему у рюкзака широкие лямки? Как надо укладывать рюкзак и почему? 3 балла | Широкие лямки обеспечивают большую площадь опоры груза, при этом давление становится меньше. Это соответствует формуле давления p = F/S. Рюкзак надо укладывать так, чтобы на спину приходились мягкие, гладкие, ровные поверхности. Выступы имеют малую площадь опоры, и давление в местах выступов возрастает.
|
Почему подвал – самое холодное место в доме? 5 баллов | Потому что тёплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается виз. |
Почему споткнувшийся человек падает вперёд? 5 баллов | Ноги запнувшегося человека резко останавливаются, а тело по инерции продолжает двигаться. |
| |
Придумайте функцию натурального аргумента, задаваемую формулой, которая при любом значении аргумента была бы простым числом. | 5+0*n
|
Распределите буквы Г, П, Н, Р, Т, О, И, С, Х по числу осей симметрий на три группы.
| По числу осей симметрий: две, одна и не одной.
|
По какому признаку составлены следующие буквы русского алфавита: 1) А, Д, М, Т, П, Щ; 2) В, Е, 3, К, С, Э, Ю; 3) И; 4) Ж, Н, О, Ф, X; 5) Б, Г, Л, Р, У, Ц, Ч, Щ, Я?
| Буквы имеют лишь вертикальную ось симметрии; 2)только горизонтальную; 3)только центр симметрии; 4)вертикальную и горизонтальную оси симметрии, а также центр симметрии; 5)буквы не обладают симметрией.
|
Какой русский писатель окончил физико-математический факультет университета?
| А.С.Грибоедов.
|
ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Выступление на МО естественных наук МБОУ «СОШ с. Дачное Корсаковского городского округа Сахалинской области»
На протяжении нескольких лет, занимаясь методикой организации групповой работы на уроках математики, я провожу психологический анализ деятельности учащихся, который позволяет оптимально составить группу, способную интенсивно работать. За эти годы я опробовала различные варианты формирования групп. Об этом я и хочу рассказать.
Учение – это, конечно, труд, а не беззаботное развлечение. Но труд этот может быть разным: принудительным и угнетающим, добровольным и способствующим развитию творческого потенциала. Тогда даже утомительное дело приносит учащимся радость. Ученический труд останется трудом, но в этом случае эффективность его повысится.
В современной общеобразовательной практике чаще всего используются две общие организационные формы: фронтальная и индивидуальная. Дифференцированный подход в обучении при фронтальной форме организации учебного процесса фактически не осуществим. При индивидуальной работе применение дифференцированного подхода затруднено, т.к. наполняемость класса 27-32 человека (в условиях городской школы), не позволяет осуществить это. Гораздо реже на практике применяются групповая и парная формы обучения.
Опыт работы в школе показывает, что именно групповая работа лучше всего помогает развитию коммуникативных способностей учащихся - отсюда растущий интерес педагогов к этому виду учебной деятельности. Однако, по мнению некоторых ученых не всякая работа, которая формально протекает в коллективе, по существу является коллективной. По своему характеру она может быть сугубо индивидуальной. Здесь следует различать такие понятия, как "деятельность в коллективе" и "коллективная деятельность". Сам факт присутствия в коллективе, возможность неформального контроля и сопоставления, невольной ориентации на других создает известную психологическую атмосферу, в той или иной степени влияющую на членов коллектива. И все-таки "факт присутствия" еще не есть коллективная деятельность. С последним высказыванием можно согласиться, т.к. действительно коллективная деятельность детей на первых стадиях носит формальный характер. Только по внешним признакам можно коллективную деятельность назвать таковой.
Групповая работа – это прежде всего игра, игра в организацию, игра в обучение. [ 2 ] . Все ученики не доиграли в детстве. Игровые приемы помогают ученикам глубже понять учебную тему, выявить пробелы в своих знаниях.
Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся. Как и в любой игре, здесь существуют свои правила. Правила могут быть заранее выработаны и можно ими пользоваться в дальнейшем. Правила могут быть выработаны здесь и сейчас, т.е. только для работы над конкретной задачей. Можно правила пополнять. Правила вырабатываются совместно с учащимися. “Положение о групповой работе” утверждаются коллективно, а после утверждения этим правилам подчиняются все. Приведу примерное положение.
Групповая работа на уроке вводится во избежание бездумного списывания, которое приносит вред.
Каждый человек обладает индивидуальным типом мышления, соответственно у каждого лучше получаются различные этапы решения задачи, а также имеются разные подходы к решению.
Группа совместно обсуждает и решает, выдвигает идеи или опровергает их.
Каждый должен попробовать себя в роли Координатора, Скептика, Разработчика, Подателя идей.
Помните, что успех группы зависит от того, насколько каждый проявит свои достоинства.
Во время работы с уважением относитесь к товарищам: принимая или отвергая идею, делайте это вежливо. Помните, что каждый имеет право на ошибку.
Каждый член группы должен работать в полную меру своих сил.
Наверное, здесь следует прокомментировать некоторые пункты “Положения о групповой работе”. При подведении итогов каждый может сравнить свою работу с работой товарищей по группе, видеть тетради своих товарищей, слушать обоснования решения и анализ ошибок. Таким образом, расширяется фон для формирования самооценки каждого ученика. Поскольку в группе идет совместный поиск, то ошибочные ответы не пугают ребят, а заставляют искать новое решение. Растерянности при неверном решении не наблюдается. Ребята должны научиться понимать, что учение – это не усвоение готовых знаний и выводов, а процесс познания, который включает в себя и неверные решения.
Исследования проводимые нами показывают ряд преимуществ групповой работы:
дает ученикам опыт разнообразного общения,
создает на занятиях атмосферу непринужденного сотрудничества.
без постоянного надзора со стороны учителя ученики высказываются свободнее.
Однако, как показывает практика, организация групповой работы не всегда проходит гладко: иногда бывает трудно добиться активности всех участников, часто говорящие не понимают друг друга. Грамотная организация групповой работы как формы дифференцированного обучения требует специального исследования механизмов совместной деятельности детей, возникающих в ней помех и затруднений, разработки принципов подбора групп. Чтобы проверить, как характер задания и подход к организации групповой работы влияют на конечный результат, мы провели эксперимент со школьниками.
По каким принципам должны формироваться группы?
Ставилась цель ответить на несколько вопросов:
В какой степени эффективность групповой работы зависит от организационных усилий преподавателя?
В каком случае группы работали наиболее эффективно:
а) группы сформированы из учеников с одной подструктурой мышления?
б) группы сформированы из учеников имеющих разные подструктуры мышления?
в) группы сформированы с учетом пожелания учеников?
г) группы организованы по “принципу” индивидуальных вкладов? [ 3]
д) группы организованы с учетом одинакового уровня интеллектуального развития?
е) группы организованы лидерами класса?
В ходе исследования убедились в том, что организация делового общения зависит от величины группы. Выявили, что группа, состоящая из 4 человек (в отдельных случаях из 5 человек) представляет наиболее благоприятные условия для активности каждого. Исследование формирования групп проходило в рамках эксперимента “Развитие доминантных подструктур мышления учащихся в процессе обучения математике”.
В ходе исследования обратили внимание на то, что эффективность групповой работы может снижаться по нескольким причинам:
из-за недостаточной активности некоторых участников,
из-за ограниченного использования математической терминологии, помогающей собеседникам понимать друг друга.
Мы объясняем и то, и другое следующими причинами: некоторым ученикам кажется, что отдельные вопросы только показывают их слабую подготовку в сравнении с одноклассниками и лучше молчать, чем показать это учителю, а уж тем более показать свою слабую подготовленность перед товарищами по группе. Иногда успешность работы группы зависит от того, кто возглавит группу: назначит лидера учитель или выберут лидера сами дети. В том и другом случае есть свои плюсы и минусы. Подробнее [ 4] .
В ходе эксперимента мы убедились, что хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя. Анализ результатов работы в группах показал, что чем яснее полученные от учителя указания, тем выше продуктивность высказываний и тем чаще в обсуждении звучат свободные высказывания детей. С другой стороны, ученики охотнее и свободнее высказываются, когда учителя нет рядом.
Если рассматривать групповую работу с точки зрения позиции рядового участника, то групповая работа для него приобретает смысл лишь в том случае, если он признает за каждым членом группы уникальные способности и возможности и видит в этом ресурс коллективной работы; а также признает необходимость координационной работы внутри группы [ 4 ]. И в классе найдутся ученики, которые захотят работать в одиночестве. Им так легче работать над поставленной проблемой, а совместная деятельность их отвлекает. Причины могут быть разными - стеснительность, недостаток знаний, непривычное окружение. Тогда в классе обязательно должны быть созданы условия для таких детей (отдельные парты, отдельная посадка). Однако, только тогда, когда ученик участвует в совместной деятельности, происходит его наибольшее развитие. Поэтому необходимо создавать такие условия при работе над проблемой, которые способствовали бы вовлечению всех учащихся в совместную деятельность. Так как только в группе ученику придется не только исполнять, но и участвовать в планировании, реализации и обсуждении деятельности.
Если рассматривать групповую работу с точки зрения учителя, владеющего знаниями о подструктурах мышления, то построение группы будет зависеть от той дидактической задачи, которую ставит сам учитель при подготовке к уроку. Как известно, математическое мышление имеет пять подструктур: топологическая, порядковая, метрическая, алгебраическая, проективная. Допустим, что дидактическая задача заключается в том, чтобы дети эффективно, слаженно, продуктивно искали решение, чтобы “сильный” помог “слабому”, то в одну группу собирают учащихся с одной доминантой [5] . Такие группы работают сплоченно, т.к. достаточно одной-двух реплик, чтобы снялось затруднение и ученик продвинулся на следующий логический этап. В такой группе все подсказки воспринимаются и принимаются, так как они все в одной подструктуре. Ибо, как утверждал великий Гете “каждый слышит только то, что он понимает”, а понимает человек тогда, когда усваивает математические знания или открывает решение в рамках своей доминантной подструктуры мышления.
Групповая работа требует от учащегося учитывать большее количество факторов. Он должен приспособиться к темпу работы других членов группы, должен правильно понимать их, ясно формулировать свои мысли и желания, соотносить их с задачами, выбранными группой. Все это способствует процессу саморегуляции.
Если же в группе нужны взаимообмен мнениями, обсуждение разных аспектов проблемы, поиск неодинаковых или многоплановых решений, то в нее включают школьников с разными подструктурами мышления. При ознакомлении с “чужими” методами решения, базирующимися на других подструктурах мышления, ученик способен осознанно и неформально овладеть другими способами решения. [ 6 ] . Стремление передавать другим информацию присуще человеку с раннего детства. Так устроен человек. Это норма жизни. Развитие происходит тогда, когда человек обучает другого человека, т.к. при этом происходит интенсивный обмен информацией: чем больше я обучаю других, тем интенсивнее мое развитие.
При групповой работе учение превращается из индивидуальной деятельности каждого учащегося в совместный труд. Ученик вынужден научиться договариваться, поступаясь своими личными интересами, конструктивно и быстро разрешать конфликты. Постепенно учащийся привыкает ощущать классное сообщество частью своего мира, он заинтересован в поддержании дружеских взаимоотношений. Особенно эффективна групповая работа при обсуждении проблемных заданий, т.к. только при совместном обсуждении можно найти решение проблемы.
Опыт работы по формированию групп показал, что группы, организованные лидерами класса, не всегда работают успешно. Если лидер является авторитетом именно в учебной деятельности, то группа обычно набирается из близких ему по интересам учащихся . Лидер может “пожертвовать” личными симпатиями, набирая группу учащихся обычно хорошо разбирающихся в предмете. Такая группа часто состоит из учащихся с различными подструктурами мышления. Работа такой группы результативна. Если лидер группы авторитетен по другим причинам, то работа в группе результативна за счет усилий одного члена группы, если таковой будет. Если лидерство признано за учащимся во внеурочной деятельности, то такой лидер, как показали наблюдения, не способен организовать совместную деятельность. Наши наблюдения показали, что среди семиклассников и восьмиклассников лидеры, очень часто, не отличаются высоким уровнем успеваемости, а особенно прилежанием. Отсюда возможно и непродуктивность работы группы.
Количество групп, которые можно сформировать по высокому уровню интеллекта, оказалось незначительным. Экспериментальный класс входные характеристики интеллектуального развития имел средние. Однако, работа групп, сформированных по уровню интеллекта, была наиболее успешной. Здесь надо отметить, что продуктивность работы группы определялась, на наш взгляд, присутствием в группе учащихся с проективной и алгебраической подструктурами мышления. Рассмотрение проблемы с различных позиций с разными характеристиками присуще “проективисту”, генератором идей, как правило, становится “алгебраист”. Если структуры развиты достаточно сильно, то успешность работы группы обеспечена. Полилог в ходе работы таких групп предельно лаконичен и динамичен. Если уровень интеллекта низкий и средний, то сотрудничество распадается. Успешность работы групп учащихся с высоким интеллектом и полный провал в совместной деятельности учащихся с другими уровнями интеллекта свидетельствуют о недостаточности учета одного только этого параметра, и о методической слабости этого принципа . Наблюдения показали, что обладатели ведущей алгебраической и проективной подструктур мышления имеют неодинаковый уровень их сформированности, однако совместная деятельность таких учащихся не всегда приводила к распаду групп.
Было бы ошибкой считать, что достаточно объединить ребят в группы, дать им учебное задание и пойдет настоящая эффективная работа. Все этапы групповой работы требуют специального освоения.( Причем, не только со стороны детей, но и педагогов). И на начальном этапе формирования групп мы обратили внимание на этот факт. Убедились в том, что если обучать детей совместной деятельности, отрабатывать приемы работы в группах и т.д. то, как правило, группы не распадались. Если же группы формировались по случайному принципу и с жестким руководством со стороны учителя, то такие группы распадались обязательно. То есть хороший уровень подготовленности детей не позволяет им привести совместную деятельность к распаду. В большинстве случаев совместная деятельность эффективна.
Рассмотрим вопрос формирования групп с учетом пожелания учеников. Группы сформированные по желанию учеников не всегда приносят желаемый результат. В группы могут попасть учащиеся со слабой подготовкой по предмету, группы могут быть организованы неформальным лидером ( смотри выше), группы могут быть организованы по случайному принципу (этих учащихся не захотели брать в свою группу одноклассники) и т.д. Работа в группах, сформированных случайным образом, не всегда эффективна. В данном случае рассматриваются группы в применении к учебному процессу. Однако, по мнению отдельных авторов[ 7] группы, сформированные по адресному принципу, реализуют деловое сотрудничество наиболее эффективно. Исследованием этой проблемы мы не занимались из-за ограниченности рамок времени исследования.
В результате наблюдений за работой в группах выработали несколько общих рекомендаций по организации групповой работы на занятиях.
1. Задание должно быть сформулировано ясно и четко
Ясные формулировки задания - залог успешной работы. Перед началом работы следует объяснить ученикам, что именно от них требуется, т.е. дается небольшая инструкция. Построить подсказки в рамках неродной ему подструктуры учителю сложно. Поэтому, зная особенности своих учеников, учитель может зачитать инструкции, а потом можно использовать разминки или подготовительные упражнения. Так, можно предложить ученикам взглянуть на предмет обсуждения с разных точек зрения(работа на проективную подструктуру мышления); записать на доске список ключевых слов и выражений к обсуждаемой теме ( работа на топологическую и порядковую подструктуры мышления), можно предложить ученикам составить такой список самостоятельно; зачитать несколько коротких отрывков по изучаемой теме, которые могут натолкнуть участников на интересные мысли(работа на алгебраическую подструктуру мышления). Таким образом, ученик пойдет своим путем к выполнению задания. Учитывая то, что каждый человек выбирает свою траекторию продвижения к цели, опираясь на свою доминантную подструктуру мышления , подбирать задачи или упражнения к уроку, необходимо наряду с обучающей целью одновременно задаться вопросом о том, каким образом каждый ученик будет конструировать свои рассуждения.
2. Нужно распределить роли внутри группы
Например, при групповом обсуждении можно предложить распределить роли в группе: генератор идей( разработчик идей), конструктор, оформитель, расчетчик. (Смотри выше другой подход к распределению ролей в группе). Можно самому учителю определить роли каждому (что полагаем не совсем будет верным). Распределение ролей в группе учителем на первых этапах формирования групп нужно, т.к. ученики только учатся совместной работе над заданием. В дальнейшем, по мере освоения методики работы в группе, учитель делегирует право распределения ролей самим ученикам. Ученики могут предложить назначить ведущего, секретаря и докладчика (участники могут меняться ролями). Ведущий руководит обсуждением и следит за тем, чтобы все говорили только о данном вопросе. Секретарь записывает реплики участников, а потом на основе своих записей составляет тезисы (один или вместе с докладчиком). После окончания обсуждения докладчик "отчитывается" о работе группы. Все остальные активно участвуют в обсуждении. Таким образом, каждый член группы, вне зависимости от уровня владения вопросом, имеет свои обязанности, и каждый вносит вклад в общую работу.
Возникает вопрос: Кого назначить ведущим, секретарем, докладчиком (если выбирает учитель)? Скорее всего здесь надо руководствоваться знанием подструктур мышления учащихся, а также другими характеристиками.
3. Поведение учителя во время групповой работы
Учитель, работающий на занятиях с малыми группами, может вести себя по-разному:
он может контролировать,
организовывать,
оценивать работу учеников,
участвовать в работе группы или
предлагать участникам разные варианты решений,
выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.
А вот чего не следует делать учителю, который хочет организовать эффективную групповую работу:
сидеть за своим столом, проверяя тетрадки;
воспринимать групповую работу как "законную передышку", когда можно позволить себе выйти из класса;
уделять все свое внимание одной группе, забывая об остальных;
исправлять допущенные ошибки (кроме тех случаев, когда ученики просят об этом сами);
оказывать давление на участников или мешать им высказываться.
нельзя исправлять или критиковать первые высказывания, даже если они содержат грубейшие ошибки, эту работу должны выполнить ученики в доброжелательной форме;
нельзя давать слишком категоричных оценок - они действуют на участников подавляюще;
и не следует отвечать на вопрос, если на него может ответить кто-то из учеников.
Анализ полученных нами результатов позволяет добавить к этому списку еще одно не:
не следует ходить по классу или стоять около учеников в начале групповой работы: ученики часто стесняются высказываться в присутствии учителя. Но ближе к концу обсуждения, когда участники уже разговорились, учитель тоже может включаться в работу: слушать, как идет обсуждение в группах, направлять и поддерживать участников, отвечать на вопросы.
Заключение
Мы постарались разобраться в том, каким образом эффективность групповой работы зависит от состава групп и от того, какую роль выбирает для себя преподаватель. Полагаем, что рассмотренное может заинтересовать не только учителей математики - ведь в любом классе есть "молчуны", которым трудно работать в группе. Однако если учитель сумеет правильно организовать групповую работу и обеспечит участников достаточным количеством заданий с обязательным обменом информацией -"молчуны" тоже заговорят. И хотя наше исследование носило ограниченный характер (мы наблюдали за работой 3-х классов на протяжении всего одного года), мы надеемся, что сделанные на его основе рекомендации помогут лучше организовать групповую работу в процессе обучения любому учебному предмету.
Литература:
Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников – М.,1977
Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности. В кн: Избранные труды. М.,1995
Поливанова Н.И., Ривина И.В. Принципы и формы организации совместной учебной деятельности//Психологическая наука и образование, 1996
Танцоров С. Групповая работа в развивающем образовании. Педагогический центр “Эксперимент”, Рига, 1997.
Каплунович И.Я.,Казанина С.М. К мотивации через особенности мышления// Биология в школе, 2004,№ 6
Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников / Под ред. Н.И.Чуприковой М., -Воронеж, 1998
Развитие субьекта образования: проблемы, подходы, методы исследования / Под редакцией Е.Д.Божович. М.: ПЕР СЭ, 2005
Н.Г. Малкова, Г.Б. Пичурина – О развитии доминантных подструктур мышления пространственного мышления учащихся в процессе обучения /Педагогическое обозрение, научно-методический и информационный журнал, 2005, № 4
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА
Выступление на МО естественных наук МБОУ «СОШ с. Дачное Корсаковского городского округа Сахалинской области»
«Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто» (Сократ)
Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей.
Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:
а) в физическом плане – умеет преодолевать усталость, справляется с учебной нагрузкой;
б) в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
в) в нравственном плане – честен, самокритичен;
г) в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;
д) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием их здоровья на старте школьного обучения. Но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:
1) строгая дозировка учебной нагрузки;
2) построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;
3) соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);
4) благоприятный эмоциональный настрой.
Учитель постоянно должен заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей.
У детей преобладает непроизвольное внимание. Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность.
В известной степени неудовлетворенность собой является врожденной категорией и величайшим из стимулов к саморазвитию.
Но неудовлетворенность, не облагороженная разумом, может привести к агрессивности, мнительности, тревожности. Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы привести в согласие притязания ученика и его возможности.
У учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут урока, с приветствия я пытаюсь создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. Только через опыт совместного переживания у детей может развиться эмпатия, т.е. умение сопереживать.
Огромное значение в предупреждении утомления является четкая организация учебного труда. На уроках математики практически вся учебная деятельность связана с классной доской. Очень важно, чтобы к началу урока были уже сделаны необходимые записи на доске: задания для устного счета, опроса, быть может, план работы на уроке. Можно сразу указать в зависимости от степени сложности задания, какой оценке соответствует его выполнение. Зная весь план урока, какие знания, умения, навыки необходимо приобрести, какой объем работы выполнить, ученик может выбрать степень сложности задания, распределить работу по своему усмотрению, что формирует учащегося как субъекта учебной деятельности.
Планируя работу на доске, стараюсь расположить задания так, чтобы выполнялись сначала более простые, требующие меньше записей, они помещаются в нижней части доски.
По мере их выполнения, убираются с доски записи их решений, освобождается место для более трудных заданий, которые помещались выше и требуют больше места для записи решения. В конце урока решается самое сложное задание, после чего и вытирают это задание. Доска остается чистой, ученики уходят с урока с чувством успешно и полностью выполненной работы.
При изучении нового материала, наоборот, хорошо, когда весь материал урока записан на доске и при подведении итогов урока есть возможность окинуть еще раз взглядом полученные формулы, соотношения, графики.
Далеко не всем учащимся легко дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища. Анти стрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.
При оценке выполненной работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика.
Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом). В своей работе систематически использую наглядные образы, заставляющие включать визуальное мышление учащихся. В основе принципа визуализации лежит некоторая графика, цель которой состоит в создании моделей представления знаний, сочетающих в себе символический и геометрический способы мышления и способствующих активизации процессов познания.
Систематически использую на уроке наглядный материал – формулы и чертежи на доске, рисунки и схемы на экране, плакаты и таблицы на стенах, модели и образцы в руках у учеников. При этом моя цель состоит в том, чтобы ученик не просто смотрел, но и видел то, что заложено в этих образах.
Без наглядных образов знания учащихся становятся бессодержательными.
Поэтому там, где можно дать тому или иному математическому объекту наглядную интерпретацию, делаю это в обязательном порядке.
Язык образов составленных в виде информационных схем, является основным средством наглядности при изучении абстрактных математических понятий, позволяющим осознанно оперировать понятиями и умозаключениями, закреплять и оживлять их в памяти.
Такой подход к формированию знаний, умений и навыков в процессе обучения математике, способствует развитию у учащихся «математического зрения».
Хорошие результаты во всех классах дает хоровое проговаривание иногда целых правил, иногда только отдельных терминов. Часто ученик, много раз, слышавший сложный термин, понимающий его смысл, не в состоянии его произнести, что ставит его в неловкое положение перед товарищами.
Не нужно забывать и о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока не допускаю однообразия работы. В норме должно быть 4-7 смен видов деятельности на уроке.
Несколько минут на уроке необходимо уделять оздоровительным моментам. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а, главное, укреплением здоровья учащихся.
Очень хорошо если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Так, например, при изучении правильных и неправильных дробей ученики познакомились с определениями и провели первичное закрепление материала. Для выяснения усвоения всеми ребятами нового понятия я предлагаю во время физкультминутки следующее упражнение: ученики встают, руки вытянуты вперед; задание: если учитель назовет правильную дробь, ученики поднимают руки вверх, можно при этом подняться на носки, потянуться; если неправильную – руки опускают вниз с наклоном и расслаблением.
Очень важно развить воображение учеников. С этой целью выполняется следующее упражнение. После введения нового материала, хорового прочтения нового термина, ученикам предлагается закрыть глаза и представить, что нос вырос, как у Буратино. Затем обмакнуть его, как в сказке, в чернила и написать как можно красивее носом в воздухе новый термин, это можно сделать только мысленно или с движением головы; зафиксировать перед глазами записанное слово, запомнить его.
Многие ребята легко отвлекаются. С целью концентрации внимания устный счет в 5-6 классах можно проводить с закрытыми глазами. Особенно это хорошо удается при решении цепочки примеров. Учитель читает последовательно каждый пример, ребята решают его, и готовность выполнять следующий показывают поднятием руки. В конце задания (через 5-6 примеров) ребята открывают глаза, сверяют ответы. Работа проводится в быстром темпе, вызывает интерес ребят.
В 10-11 классе полезно предлагать учащимся представлять стереометрические модели, мысленно поворачивая их, рассматривая со всех сторон. Стараться представить модель как можно более четко, удерживать ее перед мысленным взором в течение нескольких минут.
Простейшие упражнения для глаз обязательно нужно включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. На своих уроках я применяю следующие упражнения, позаимствованные из книги академика М. Норбекова
«Уроки Норбекова»:
1) вертикальные движения глаз вверх – вниз;
2) горизонтальное вправо – влево;
3) вращение глазами по часовой стрелке и против;
4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;
5) на доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломанную); предлагается глазами «нарисовать» эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.
Более тысячи биологически активных точек на ухе известно в настоящее время, поэтому, массируя их, можно опосредованно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши «горели». Упражнение можно выполнять в такой последовательности:
1) потягивание за мочки сверху вниз;
2) потягивание ушной раковины вверх;
3) потягивание ушной раковины к наружи;
4) круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.
В начале учебного дня, на первом уроке, можно провести точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно «разбудить» детей и задать соответствующий рабочий настрой на целый учебный день. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом. Массаж проводится в следующей последовательности:
1) точка на лбу между бровями («третий глаз»);
2) парные точки по краям крыльев носа (помогает восстановить обоняние);
3) точка посередине верхнего края подбородка;
4) парные точки в височных ямках;
5) три точки на затылке в углублениях;
6) парные точки в области козелка уха.
Нужно помнить, что любое упражнение может принести пользу, не оказать никакого воздействия, принести вред. Поэтому нужно выполнять его очень старательно, обязательно в хорошем настроении. В конце урока нужно обсудить не только то, что усвоено нового, но выяснить, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа выполнить.
Предлагая домашнее задание, учитель должен прокомментировать его указать, что ученики должны выполнить, чтобы подготовить задание на «три», «четыре», «пять».
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ
Выступление на МО естественных наук МБОУ «СОШ с. Дачное Корсаковского городского округа Сахалинской области»
Дидактические требования к современному уроку- четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами.
Определение места в общей системе уроков;- определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;- прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;- выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;- реализация на уроке всех дидактических принципов;- создание условий успешного учения учащихся.
Основные типы уроков:
1. Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
2. Урок закрепления знаний. Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
3. Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
4. Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
Структурные элементы учебного занятия
ЭТАПЫ Дидактические задачи Показатели реального результата решения задачи
1. Организация начала занятия. Подготовка учащихся к работе на занятии. Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.
2. Проверка выполнения домашнего задания. Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция. Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.
3. Подготовка к основному этапу занятия. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
4. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.
5. Первичная проверка понимания. Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.
6. Закрепление знаний и способов действий. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.
7. Обобщение и систематизация знаний. Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей. Активная и продуктивная деятельности учащихся по включений части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных имежкурсовых связей.
8. Контроль и самопроверка знаний. Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции. Получение достоверной информации о достижении всемиучащимися планируемых результатов обучения.
9. Подведение итогов занятий.Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информациио реальных результатах учения.
10. Рефлексия.Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.
11. Информация о домашнем задании.Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.
Этапы комбинированного урока:
- Организация начала урока
- Проверка выполнения домашнего задания
- Всесторонняя проверка знаний
- Подготовка к усвоению нового учебного материала.
- Усвоение новых знаний.
- Первичная проверка понимания учащимися нового материала.
- Закрепление новых знаний.
- Подведение итогов урока.
- Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении.
Этапы других типов уроков включают как обязательные этапы:
- Организация начала урока
- Подготовка к активному усвоению нового учебного материала.
- Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении
- В качестве основного этапа выступает этап, отвечающий основной обучающей цели данного урока.
МЕТОДИКА ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВОГО ОБУЧЕНИЯ
СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ СМЕШАННЫХ ЧИСЕЛ
КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ
Цели: обобщить знания об обыкновенных дробях;
закрепить навыки сложения и вычитания смешанных чисел;
развивать вычислительные навыки, внимание;
воспитывать интерес к предмету;
формировать культуру речи, активность, умение общаться.
Оборудование: плакаты, рисунки, схемы, карточки с заданиями, музыкальное сопровождение.
ХОД УРОКА
I. Психологический момент.
Сообщение темы урока, целей и задач урока
II. Проверка домашнего задания.
1. Cамоконтроль:
№ 1178 а)11 2/7 + 4 3/7 – 6 4/7 = 9 1/7 | №1224 а) 3/5 + х = 4/5, х = 1/5 |
2. Работаем устно:
а) Какую дробь называют правильной?
б) Сравните правильную дробь с 1?
в) Какую дробь называют неправильной?
г) Сравните неправильную дробь с 1? 5/6,7/7,2/5,3/10,13/10,18/5
д) Назовите правильные (неправильные) дроби?
е) Как из неправильной дроби выделить целую часть?
ж) Выделите целую часть из неправильных дробей?
з) Как складываются (вычитают) дроби с одинаковыми знаменателями;
и) Как складывают (вычитают) смешанные числа?
3. Математический диктант под названием “Оседлай коня” (два варианта).
Двое учащихся работают на доске, остальные на листах
1. Из дробей: 7/8, 11/11, 9/4, 16/9, 3/5, 6/13 выберите правильные дроби и неправильные.
2. Сравните выписанные дроби в каждом варианте с 1.
3. Выделите в дробях целую часть:
19/8
16/5
25/4
27/11
4. Запишите смешанные числа в виде неправильной дроби:
2 3/7
5 2/3
9 1/12
8 3/7
5. Представьте число 2 в виде половин: Представьте число 1 в виде четвертей:
2 = 1/2 + 1/2 + 1/2 + 1/2
1 = 1/4 + 1/4 + 1/4 + 1/4
– Поменялись листочками. Сегодня у нас взаимоконтроль. Критерий оценки знаете, оцените друг друга.
5. Составьте выражение и найдите его значение:
4 11/37 | ||
+ | – | |
8 2/37 | 5 27/37 |
(8 9/37 + 4 11/37) – 5 27/37= 6 30/37
III. Решение уравнений различной степени трудности.
– Повторяем нахождение неизвестных компонентов (в парах).
20 11/170 + х = 3 14/17 (*)
х = 1 3/17
5 – х = 3 6/19 (**)
х = 1 13/19
(12 12/13 + х ) – 9 9/13 = 7 2/13 (***)
х = 3 12/13
IV. Работа с учебником.
– Решим задачу на стр. 241 №1092. Решаем самостоятельно (5 мин)
(4 3/10 –1 1/10) + 4 3/10 = 7 5/10 (т)
4 3/10 – 1 1/10 = 3 2/10 (т)
3 2/10 + 4 3/10 = 7 5/10 (т)
Ответ: 75 ц
– Кто решил задачу по действиям, выражением?
Двое учащихся выходят к доске, показывают решения двумя способами. Учитель выставляет оценки за решение уравнений в тетради.
– Кто решил задачу, перед вами задание на смекалку: кирпич весит 2 кг и ещё треть собственного веса. Сколько весит кирпич? (3кг)
– Кто решил задачу, выпишите свои ответы в таблицу:
Имя | ответ |
– Открыли дневники и записали на дом: п. 29 (правила), № 1109, 1110, 1111 (для любознательных № 1101)
V. Контроль знаний.
– Тест на 5 мин (4 варианта), ключ записан на доске.
1 | 2 | 3 | 4 |
1 2 3 4 | 1 2 3 4 | 1 2 3 4 | 1 2 3 4 |
Вариант 1. 1. Выполните вычитание: 3 – 1 1) 2 6/9; 2. Выполните сложение: 5 5/17 + 3 4/17 1) 8 9/17; 3. Решите уравнение: х – 1 2/11 = 4 7/11 1) 3 5/11; 4. Решите уравнение: х + 8 4/19 = 12 10/19 1) 20 14/19;
| Вариант 3. 1. Выполните вычитание: 15 5/9 – 13 1/9 1) 2 4/18; 2. Выполните сложение: 6 3/17 + 2 6/17 1) 8 9/17; 3.Решите уравнение: х + 2 1/11 = 7 10/11 1) 3 9/11; 4. Решите уравнение: 2 3/19 + х = 6 9/19 1) 4;
|
Вариант 2. 1. Выполните вычитание: 6 7/9 – 4 3/9 1) 2; 2. Выполните сложение: 7 4/17 + 1 5/17 1) 8 9/17; 3.Решите уравнение: 12 – х = 6 2/11 1) 5 5/11; 4. Решите уравнение: х – 1 2/19 = 3 4/19 1) 2 2/19;
| Вариант 4. 1. Выполните вычитание: 21 6/9 – 19 2/9 1) 2 5/9; 2. Выполните сложение: 4 6/17 -+ 4 2/17 1) 8 9/17; 3. Решите уравнение: 8 2/11 + х = 14 1) 5 6/11; 4. Решите уравнение: 15 – х =10 13/19 1) 5 13/19;
|
– У кого получилось слово “свет “, вы получите оценку “5”. Придумайте пословицы со словом свет.
VI. Подведение итогов. Выставление оценок.
КВАДРАТИЧНАЯ ФУНКЦИЯ
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК "МОРСКОЙ БОЙ"
ПОСЛЕДНИЙ ГЕРОЙ
УРОК-ИГРА
Цели:образовательная: обобщить знания о силах, действующих в природе;развивающая:развивать умения работать с рисунками, анализировать условия задач; познавательную самостоятельность и творческие способности учащихся; формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся;воспитательная: воспитывать навыки творческого усвоения и применения знаний; развивать коммуникативные способности учащихся.
ВСТРЕЧА В КОМПЬЮТЕРНОМ КАФЕ
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
Подготовительный этап.
Класс делится на две команды. Каждая команда выбирает 6 основных игроков. Остальные – болельщики.
Команды получают домашнее задание:
1. Придумать название, эмблему и девиз команды (всё должно быть связано с компьютерами), а также выбрать цвет для своей команды.
2. Подготовить с помощью MS Power Point презентацию команды. Обязательным является использование в качестве картинок фотографий членов команды, а также переходов между слайдами и эффектов анимации. Для подготовки презентации командам предоставляется цифровой фотоаппарат и сканер.
Домашнее задание болельщикам.
1. Подготовить два флажка цвета команды, за которую собираются болеть (один – на игровой стол, другой – на компьютер команды).
2. Подготовить лозунги поддержки.
Для игры используются заранее подготовленные карточки с заданиями, протоколы для жюри.
В жюри приглашаются учителя. Ведущий – учитель информатики.
Организационный момент.
Ведущий. Добрый день! Рады приветствовать вас в нашем компьютерном кафе.
Далее идет представление членов жюри. Приглашаются команды.
Ведущий. Прошу всех сосредоточиться и вспомнить правила поведения в компьютерном классе. Болельщики, перечислившие больше правил, приносят команде дополнительный балл.
Определяется порядок выступления команд.
Конкурс «Домашнее задание»
Ведущий. Ну вот, все в сборе! Но что я вижу? За столами игроков много незнакомых лиц. Просим капитанов команд представить членов своих команд – начинаем первый конкурс.
Каждая команда должна представить всех играющих, включая болельщиков, с помощью приложения MS Power Point (Презентация).
Максимальная оценка – 5 баллов.
Конкурс «Разминка»
Ведущий. Когда человек имеет большой жизненный опыт, его уважают, к нему прислушиваются. В следующем конкурсе мы предлагаем командам поделиться своим опытом.
Командам предлагаются ситуации, например:
– Вы не готовы к уроку информатики. Что нужно сделать, чтобы учитель забыл о своем предмете?
– Вы первый раз в жизни выучили урок, а учитель вас не спросил. Ваши действия?
Через 1 минуту команды показывают свои ответы.
Максимальная оценка конкурса – 3 балла.
Конкурс «Вирус»
Ведущий. В компьютер попал вирус, все содержимое ЭТ он разбил на части и занес в другую таблицу. Используя заполненную таблицу, восстановите исходный документ.
Адрес | Текст | Адрес | Текст | Адрес | Текст | Адрес | Текст | Адрес | Текст |
КЗ | льк | D1 | е | G5 | анч | N1 | фшш | В3 | оно |
N3 | наоб | F1 | - | С5 | ал | G3 | не | К1 | фш |
А5 | - ска | HI | э | РЗ | т... | А1 | Ну, | Е5 | ту |
L1 | ш-ш, | D3 | к | Н5 | ик. | О3 | оро | I1 | то |
ЕЗ | ак | F5 | шк | О1 | ш... | J3 | то | С1 | мор |
В5 | з | L3 | о | НЗ | бо, |
|
|
|
|
(Ну, море – это фш-ш-ш, фш-ш... Оно как небо, только наоборот... – сказал тушканчик.)
Максимальная оценка конкурса – 3 балла.
Конкурс «Декодирование документа»
Ведущий. В рассказе А. Конан Дойла преступник применяет оригинальный код для записи своих угроз – рисует человечков. Проницательный сыщик Шерлок Холмс разгадывает этот шифр и ловит преступника. Теперь минуту внимания: сейчас болельщики могут принести своей команде 2 балла, если ответят на вопрос: «Как называется рассказ, о котором идет речь?» («Пляшущие человечки».) Сейчас командам предстоит расшифровать документ. Время ограничено 15 минутами. Каждый участник на своем компьютере выполняет работу со всем документом.
Получить документ путем ввода приведенного ниже закодированного текста. Текст отформатируйте в соответствии с данными параметрами формата, которые указаны в фигурных скобках, стоящих перед форматируемым фрагментом текста.
Используемые сокращения:
¿ – начать с «красной» строки.
Выравнивание строк: L – по левой границе, R – по правой границе, М – по центру, L-R – по ширине.
Times, Arial, Courier – тип шрифта. 10, 12, 14, ... – размер шрифта.
Начертание: bl – полужирный, ital – курсив.
Закодированный текст.
{Arial 16 R bl} Директору МБОУ СОШ № 2 г. Нарткала
{¿ Times 18 R bl} С. М. Кетовой
{¿ Arial 16 R bl} учеников
{Times 18 R bl} 9 классов,
{¿ Times 16 R bl} обитающих в нашей школе
{¿ Times 20 M ital} заявление.
{¿ Times 16 L-R} Просим Вас выделить средства на установку
{Times 18 L-R bl ital} абсолютно новых компьютеров
{Times 16 L-R} в кабинет информатики (каб. № 1) и подключить их к сети Интернет. Мы. со своей стороны,
{Times 18 L-R bl ital} обещаем
{Times 16 L-R} бережно относиться к установленной технике и
{Times 18 L-R bl ital} повысить успеваемость
{Times 16 L-R} по большинству предметов.
{¿ Times 20 L bl ital} 04.12.2006;
{¿ Times 20 R bl ital} Учащиеся 9 «В» класса.
Готовый документ выглядит следующим образом:
Директору МОУ СОШ № 2 г. Нарткала
С. М. Кетовой
учеников 9 классов,
обитающих в нашей школе
заявление.
Просим Вас выделить средства на установку абсолютно новых компьютеров в кабинет информатики (каб. № 1) и подключить их к сети Интернет. Мы, со своей стороны, обещаем бережно относиться к установленной технике и повысить успеваемость по большинству предметов.
04.12.2006 г.
Учащиеся 9 «В» класса.
Максимальная оценка – 7 баллов, и 1 балл получает команда, в которой все участники или большинство из них выполнили задание до конца.
Конкурс (для болельщиков) «Аннотации»
Ведущий. Обычно любому художественному, да и не только художественному, произведению предшествует аннотация, в которой кратко описана сут произведения. Попробуйте по этим аннотациям догадаться, о какой сказке идет речь.
I. 1-я попытка: основная идея произведения заключается в том, что лишь перспективное планирование и предусмотрительность помогают сохранить не только здоровье, но и саму жизнь как одному отдельно взятому индивидууму, так и целому коллективу. Главные герои произведения являются близкими родственниками, что, однако, не устраняет разногласий по поводу решения жилищной проблемы... (4 балла.)
2-я попытка: два здания, построенных по индивидуальным проектам, не выдерживают испытаний в искусственно созданных сложных аэродинамических условиях... (3 балла.)
3-я попытка: и лишь предусмотрительность и смекалка третьего родственника, который предпочел типовой проект каменного жилища, позволяют всем избавиться от мученической смерти и даже восторжествовать над извечным врагом. (2 балла.)
II. 1-я попытка: мораль произведения заключается в том, что излишняя общительность и неразборчивость в знакомствах приводят к беде... (4 балла.)
2-я попытка: при первой встрече заглавные персонажи ведут себя корректно и ограничиваются мирной беседой. Но уже вторая встреча заканчивается трагически – один из собеседников прозревает слишком поздно и становится жертвой коварного притворщика... (3 балла.)
3-я попытка: и лишь вмешательство представителей древнейшей профессии (по другой версии – трудящихся местного леспромхоза) восстанавливает статус-кво. (2 балла.)
Конкурс «Нарисуй пейзаж»
Ведущий. По статистике, примерно в 1,5–2 года ребенок начинает активно интересоваться рисованием, создавая свои «произведения» в основном на стенах, дверях, окнах. Те, у кого родители смотрят на это безобразие одобрительно, вырастают художниками. И сейчас мы выясним, кто из участников использовал одобрение родителей.
За одним компьютером рисует вся команда, подходя по очереди по одному человеку.
Участникам предлагается нарисовать пейзаж. Каждому достается карточка со списком объектов, которые ему следует нарисовать.
Время, отведенное на рисование всего пейзажа, ограничено и составляет 7 мин.
Карточки:
солнце, облака, домик, дерево, человечек, надпись.
Максимальная оценка – 4 балла.
Конкурс «Пойми меня без слов»
Ведущий. Если болеть за свою любимую команду на стадионе, то можно потерять голос. И вот беда: ваши друзья не умеют читать по губам. Что делать? Конечно, объясняться мимикой и жестами.
Один из членов команды получает задание: показать, используя только жесты и мимику, своей команде предложенное словосочетание.
На карточках написано: «монитор при загрузке», «компьютер завис», «принтер», «мышь».
Основные критерии: артистичность и время, за которое команда угадает словосочетание.
Максимальная оценка – 6 баллов.
МАТЕМАТИКА-ЭТО ГИМНАСТИКА УМА
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ВИКТОРИНЕ
ФЕСТИВАЛЬ КОМПЬЮТЕРНОГО РИСУНКА
Цели: развитие интереса к активной творческой деятельности, формирование навыков самостоятельной работы; развитие логического и пространственного мышления, памяти, внимания; повышение интереса к занятиям информатикой.
Объем знаний и умений, необходимых для участия в конкурсе:
1. Уметь рисовать в любом графическом редакторе и вносить изменения в готовое изображение.
2. Уметь использовать различные графические редакторы.
3. Знать назначение панели настройки инструментов.
4. Уметь составлять композицию.
5. Уметь открывать рисунок, сохраненный на диске.
Этапы мероприятия:
I. Организационный момент.
II. Представление жюри.
III. Выполнение фестивальных работ.
IV. Рефлексия.
V. Подведение итогов членами жюри (без детей).
Критерии оценки работы | Максимальное |
Количество использованных возможностей редактора | 10 баллов |
Художественное решение | 5 баллов |
Качество изображения | 3 баллов |
Передача замысла | 5 баллов |
Самостоятельность | 2 балла |
Общее количество баллов (максимальное) | 25 баллов |
На всю работу дается 1 час. По истечении этого времени учащиеся сохраняют свои файлы в сетевой папке, причем каждому заранее известно то имя, которое он будет использовать. После завершения учениками рисунков жюри приступает к их оцениванию.
Результаты конкурса (распечатанные варианты рисунков и результаты)объявляются и награждение победителей проводится по завершении фестиваля в этот же день.
Задания участникам фестиваля могут быть любыми: это и рисунок на заданную тему, и составление коллажа, и свободная тематика, и автопортрет, и агитплакат. Детям очень нравится рисовать, а когда это еще и на компьютере!..
Пример: задание «Рисунок на заданную тему».
Дана заготовка, используя которую надо создать компьютерный рисунок.
Файл-заготовка:
Эта заготовка может быть использована в рисунке несколько раз, к ней может быть применена некоторая трансформация. Конкурсантам дается лист с критериями оценки данной работы.
Пример работы учащегося:
ЦИЛИНДР. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭОР
ФИО (полностью) | Саидова Виктория Николаевна | |
Место работы | МБОУ «с. Дачное» | |
Должность | учитель математики | |
Предмет | геометрия | |
Класс | 11 | |
Тема и номер урока в теме | Цилиндр (второй урок темы). | |
Базовый учебник | «Геометрия 10-11», Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцева и др., 2009г |
Цель урока: Сформировать навыки решения задач на нахождение площади боковой и полной поверхности цилиндра, развивать пространственные представления на примере круглых тел, продолжить формирование логических и графических умений
Задачи:
Образовательный аспект:
- повторить и углубить знания по теме «Цилиндр. Сечение цилиндра плоскостью»
- познакомить учащихся с формулами для вычисления площади боковой и полной поверхности цилиндра;
- сформировать навыки решения задач по данной теме;
- научить составлять алгоритм решения задач.
Развивающий аспект:
- развивать навыки анализа данных условия задачи;
- развивать навыки работы в группах и выдвижения новых идей по решению задач;
- развивать пространственное воображение учащихся;
- создать условия для развития умений формулировать проблему нахождения неизвестных по известным величинам;
- содействовать развитию умений осуществлять самооценку учебной деятельности.
Воспитательный аспект:
- создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку геометрии путём вовлечения каждого в активную деятельность;
- воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей;
- помочь осознать ценность совместной деятельности;
- воспитывать культуру математической речи.
Тип урока: комбинированный (Этапы комбинированного урока: 1. Организация начала урока. 2. Проверка выполнения домашнего задания. 3. Всесторонняя проверка знаний. 4. Подготовка к усвоению нового учебного материала. 5. Усвоение новых знаний. 6. Первичная проверка понимания учащимися нового материала. 7. Закрепление новых знаний. 8. Подведение итогов урока. 9. Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении.
Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая
Необходимое техническое оборудование: Компьютерный класс (13 ПК + 1 ПК для демонстрации), проектор, раздаточный материал
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.)
|
---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1 | Организационный момент |
| Сообщает о целях, задачах урока и видах работы на уроке. | Слушают, акцентируют внимание на конечный результат своей работы на уроке | 1 |
2 | Проверка домашнего задания, повторение | Карточка-шаблон (если нет электричества – бумажный вариант) | Предлагает учащимся выполнить задания (заполнить лист)
| Выполняют задания, меняются карточками, проверяют (взаимопроверка) | 5 |
3. | Работа в парах за ПК | Интерактивное объяснение (модуль предназначен для изучения круглых тел) И1 | Разъясняет принцип работы с интерактивным модулем | Получат представление о поверхностях вращения, о цилиндрических телах и поверхностях, рассмотрят свойства прямого кругового цилиндра. Узнают, виды сечения цилиндра, выведут формулу для площади его поверхности. Модуль включает анимацию со звуком «Цилиндр | 12 |
4. | Фронтальный опрос, по изученному материалу | Слайды 8,9,10 Практическое применение цилиндра | Демонстрация опорных сигналов | Отвечают на вопросы учителя, комментируют, дополняют ответы товарищей, размышляют и приводят свои примеры | 3 |
5. | Закрепление, решение заданий | Цилиндр и его элементы. П 1.
| Разбор и комментирование выполнения задач модуля П 1. | Решают предложенные задачи, предлагают свои способы | 10 |
6 | Самостоятельная работа обучающего характера (парная за ПК) | Цилиндр. Элементы цилиндра. К1
| Контролирует и координирует самостоятельную работу пар | Выполняют самостоятельную работу, анализируют полученную оценку, просматривают ошибки и правильный вариант решения | 10 |
7 | Итог урока, рефлексия | Слайд | Подводит итоги урока, выставляет оценки, руководит рефлексией, задает домашнее задание | Отвечают на вопросы: Что нового вы узнали на уроке? Чему вы научились? Какое у вас настроение в конце урока? Можете ли вы объяснить решение задач однокласснику, пропустившему урок сегодня?
| 4 |
Приложение к плану-конспекту урока
Цилиндр. Решение задач.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
2 | Карточка для проверочной работы | .doc информационный | Задание на готовых чертежах | http://echudaeva.edurm.ru/files/Pril1.doc
|
3 | Цилиндр. Развертка. Площадь боковой и полной поверхностей цилиндра. И1 | (.oms) информационный модуль | OMS Module file |
|
4 | Примеры использования цилиндров в жизни | .ppt информационный | Презентация Слайды 8,9,10 | |
5 | Цилиндр и его элементы. П 1. | (.oms) практические задания | OMS Module file модуль состоит из 5 заданий, для отработки навыков на вычисление площади поверхности цилиндра. | http://www.fcior.edu.ru/card/4045/cilindr-i-ego-elementy-p1.html
|
6 | Цилиндр. Элементы цилиндра. К1 | (.oms) контролирующие задания | OMS Module file модуль состоит из 5 заданий, все задания данного модуля параметризированы. Это позволяет формировать индивидуальные задания для каждой пары учащихся. |
|
7 | Итог урока, рефлексия | .ppt информационный | Презентация Слайд 18 |