РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
общеинтеллектуальная направленность «Математическое конструирование»
уровень образования (класс) 5-9 класс, основное общее образование
Количество часов: | |||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
Срок реализации: | 5 лет / 2021-2025 уч. год |
используемый УМК:
Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5-6 классы. Е. А. Бунимович, Л. В. Кузнецова, С. С. Минаева и др. М.: Просвещение, 2014.
Алгебра. Сборник рабочих программ. 7-9 классы. Составитель Т. А. Бурмистрова. М.: Просвещение, 2014.
Геометрия. Сборник рабочих программ. 7-9 классы. Составитель Т. А. Бурмистрова. М.: Просвещение, 2014.
Учебники:
Е.А. Бунимович, Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова и др. Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс. М.: Просвещение, 2016.
Е.А. Бунимович, Е.А. Кузнецова, С.С. Минаева и др. Математика. Арифметика. Геометрия. 6 класс. М.: Просвещение, 2016.
Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков и др. / Под ред. Теляковского С.А. Алгебра. 7 класс; М.: Просвещение, 2016.
Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков и др. / Под ред. Теляковского С.А. Алгебра. 8 класс; М.: Просвещение, 2016.
Л.С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. Геометрия. 7-9 классы, М.: Просвещение, 2015.
Разработчик рабочей программы: Саидова В. Н., учитель математики.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Изучение курса дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
в личностном направлении:
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
- умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при применение математических знаний для решения конкретных жизненных задач;
в метапредметном направлении:
- умение видеть математическую задачу в конспекте проблемной ситуации в окружающей жизни;
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.);
- умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений;
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
в предметном направлении:
- умение грамотно применять математическую символику, использовать различные математические языки;
- развитие направлений о числе, овладение навыками устного счета;
- овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
- умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Контроль результатов
Контроль осуществляется, в основном, при проведении зачета в конце курса, математических игр, математических праздников, выполнение и защита проекта. Проектные и исследовательские работы проводятся в течение всего курса, не менее одной в год.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Содержание тем учебного курса
Запись цифр и чисел у других народов.
Числа - великаны и числа-малютки.
Интересные приемы устных вычислений.
Магические квадраты.
Математические фокусы.
Математические ребусы.
Софизмы.
Задачи – шутки
Старинные задачи
Наглядное представление данных.
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Наглядная геометрия.
Наглядное представление о фигурах на плоскости.
Измерение площадей фигур на клетчатой бумаге.
Наглядные представления.
Математические игры.
Комбинаторика и статистика.
Понятие о случайном опыте и случайном событии.
Решение комбинаторных задач.
Преобразование графиков функций.
Зависимости между величинами.
Примеры графиков зависимостей, отображающих реальные события.
Преобразования графиков функций.
Применение математики для решения конкретных жизненных задач.
Составление орнаментов, паркетов.
Геометрические задачи на разрезание.
Задачи кодирования и декодирования.
Геометрическая смесь.
Задачи со спичками и счетными палочками.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п. п. | Наименование раздела | Кол-во часов |
5 класс | 70 | |
1 | Занимательная арифметика | 35 |
2 | Геометрическое конструирование | 35 |
6 класс | 70 | |
1 | Занимательные задачи | 16 |
2 | Логические задачи | 18 |
3 | Наглядная геометрия | 18 |
4 | Комбинаторные умения | 18 |
7 класс | 35 | |
Применение чисел и действий над числами в различных жизненных ситуациях | ||
1 | Шифры и математика | 16 |
2 | Математика вокруг нас | 8 |
3 | Математика в реальной жизни | 8 |
4 | Олимпиада и игра | 3 |
8 класс | 35 | |
Применение математики в различных жизненных ситуациях | ||
1 | Графики улыбаются | 17 |
2 | Наглядная геометрия | 16 |
3 | Олимпиада | 2 |
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ АППАРАТ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Математический аппарат»
8 класс основного общего образования
количество часов: всего ___35______часа; в неделю___1_____час.
Срок реализации 2021 – 2022 уч.год
используемый УМК:
Алгебра. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций / [Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др.]. – М.: Просвещение, 2016. – 287 с., Геометрия. 7 – 9 классы : учебник для общеобразовательных организаций / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.]. – М.: Просвещение, 2015. – 383 с.
программа разработана на основе
Сборник рабочих программ. 7—9 классы : пособие для учителей общеобразовательных организаций / [составитель Т. А. Бурмистрова]. — 2-е изд., доп. — М. : Просвещение, 2014. — 96 с.
Разработчик рабочей программы: учитель математики Саидова Виктория Николаевна
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
личностные:
1) сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
2) сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
3) сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
4) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
5) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
6) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
7) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;
8) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
9) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
метапредметные:
1) умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2) умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
3) умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
4) осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
5) умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
6) умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
8) сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
9) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
10) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
11) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
12) умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
13) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
14) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
15) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
16) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
17) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Предметные(алгебра):
1) умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;
2) владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение символьным языком алгебры, знание элементарных функциональных зависимостей, формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
3) умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных; математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
4) умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
5) умение решать линейные и квадратные уравнения и неравенства, а также приводимые к ним уравнения, неравенства, системы; применять графические представления для решения и исследования уравнений, неравенств, систем; применять полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов, практики;
6) овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение строить графики функций, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей;
7) овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение решать задачи на нахождение частоты и вероятности случайных событий;
8) умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
Предметные(геометрия):
1. овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
2. умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать
необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
3. овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
4. овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания
предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и
изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
5. усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне – о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
6. умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров геометрических фигур (треугольника);
7. умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использование при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Рациональные числа
Действительные числа
Измерения, приближения, оценки
Алгебраические выражения
Уравнения
Неравенства
Основные понятия. Числовые функции
Числовые последовательности
Описательная статистика
Случайные события и вероятность
Комбинаторика
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ | Кол-во часов |
Дата |
1 | Введение. Знакомство со структурой экзамена. Форма бланка ОГЭ по математике. Минимальный порог ОГЭ. | 1 |
|
2 3 | Разбор заданий демоверсии 2021 года(1 часть)-модуль «алгебра», модуль «геометрия», модуль «реальная математика» | 2 |
|
4 5 | Разбор заданий демоверсии 2021 год (2 часть)-решение задач с полным развернутым решением, модуль «алгебра» | 2 |
|
6 7 | Разбор заданий демоверсии 2021 год (2 часть)-решение задач с полным развернутым решением, модуль «геометрия» | 2 |
|
8 | Действия с рациональными числами. Стандартный вид числа. | 1 |
|
9 | Измерение отрезков и углов. Смежные и вертикальные углы. Параллельные прямые. | 1 |
|
10 | Действительные числа. Квадратный корень. Иррациональные числа. Свойства степени с целым показателем. | 1 |
|
11 | Треугольник. Признаки равенства треугольников. Прямоугольник. Ромб. Квадрат. Трапеция. Признаки подобия треугольников. | 1 |
|
12 | Единицы измерения длины, площади, объема, массы, времени, скорости. Зависимость между величинами. Пропорции. | 1 |
|
13 | Разложение многочлена на множители. Формулы сокращенного умножения. Тождество. Преобразование тождеств. Выражение переменной из формулы. | 1 |
|
14 | Прямоугольные треугольники. Соотношения в прямоугольном треугольнике. Параллелограмм, свойства и признаки. | 1 |
|
15 | Алгебраическая дробь. Действия с алгебраическими дробями. Преобразования алгебраических выражений. Линейные и квадратные уравнения. | 1 |
|
16 | Углы, связанные с окружностью. Отрезки, связанные с окружностью. Окружность вписанная и описанная. | 1 |
|
17 | Решение тестовых заданий. Модуль «Геометрия». Решение прямоугольных треугольников. Решение треугольников. Теорема синусов. | 1 |
|
18 | Решение тестовых заданий. Модуль «Алгебра». Решение текстовых задач с помощью уравнений. | 1 |
|
19 | Решение задач на смеси, растворы и сплавы. | 1 |
|
20 | Метод интервалов. Системы неравенств. Уравнения с модулем. | 1 |
|
21 | Площадь треугольника, четырехугольника. | 1 |
|
22 | Графики функций. Исследование функции по ее графику. Функции и графики. | 1 |
|
23 | Решение тестовых заданий. Модуль «Геометрия». Площадь круга, сектора. Длина окружности, дуги. | 1 |
|
24 25 26 | Тест в формате ОГЭ | 3 |
|
27 | Работа с бланками. Решение тестовых заданий. Индивидуальная работа. В формате ОГЭ | 1 |
|
28 | Арифметическая прогрессия. | 1 |
|
29 | Геометрическая прогрессия. | 1 |
|
30 | Комбинаторика. Вероятность. Вероятностные задачи. | 1 |
|
31 | Треугольник и окружность. Четырехугольник и окружность. | 1 |
|
32 33 | Уравнения. Неравенства. | 2 |
|
34 35 | Работа с бланками. Решение тестовых заданий. Индивидуальная работа. | 1 |
|
ЧТО_ГДЕ_КОГДА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению
уровень образования (класс) 5 класс, основное общее образование
количество часов: в неделю 1 час, в год - 34 часа.
срок реализации 2016-2017 уч.год
используемый УМК:
1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. : Просвещение, 2011. – 96с. – (Работаем по новым Стандартам).
2. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / (В.А. Горский. А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др); под ред. В.А. Горского. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 111с (Стандарты нового поколения).
Разработчики рабочей программы:
Саидова Виктория Николаевна, учитель математики;
Гондина Анастасия Константиновна, учитель математики;
Камушкова Наталья Владимировна учитель математики.
с. Дачное
2016
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
В результате данного курса учащиеся должны приобрести социальные знания, первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни.
Учащиеся должны знать:
-нормы поведения в клубе «Что? Где? Когда?»;
-кодекс чести знатока;
-правила игры и различные варианты игр;
-поведение каждого игрока в команде;
-роль и действия капитана;
- правила мозгового штурма;
-правила составления вопросов к игре.
Уметь:
-слышать друг друга;
-применять интуицию, находчивость;
-использовать эрудицию, логику, нестандартное мышление;
-коллективно анализировать, что удалось достичь команде и какие трудности встретились на пути;
-проводить самоанализ своей деятельности;
-использовать словари и энциклопедии для составления вопросов;
-использовать научно-популярные журналы, художественную литературу и кино при ответах на вопросы игры.
2. Содержание учебного материала
1.Введение в игру.
Нормы поведения в интеллектуальном клубе и кодекс чести знатока. Особенности игры «Что? Где? Когда?». Правила игры. Варианты игры: классическая игра, брейн - ринг (игра двух команд), спортивная игра (одновременная игра нескольких команд). Вопросы к игре и их особенности. Поведение каждого в команде. Командный дух. Роль и действия капитана. Первые игровые пробы.
Знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся после изучения данной темы:
-знать нормы поведения и кодекс чести знатока;
-знать особенности и правила игры;
-уметь вести себя в команде, поддерживать командный дух.
2.Компоненты успешной игры.
Эрудиция. Логика. Нестандартное мышление. Внимание к деталям. Выделение главного. Умение слышать друг друга. Скорость реакции. Интуиция. Находчивость. Чувство юмора. Умение сдерживать эмоции. Примеры применения каждого компонента успешной игры. Игровые пробы.
Знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся после изучения данной темы:
-знать термины: логика, эрудиция, нестандартное мышление;
-уметь выделять главное, слышать друг друга;
-уметь применять компоненты успешной игры.
3. Техника мозгового штурма.
Правила мозгового штурма. Проведение мозгового штурма в разных проблемных ситуациях – практические занятия. Коллективный анализ каждого мозгового штурма: чего удалось достичь команде, какие трудности встретились на пути, самооценка действий школьника во время мозгового штурма, оценка педагогом умения каждого учащегося работать в команде. Игровые пробы.
Знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся после изучения данной темы:
-знать правила мозгового штурма;
-уметь анализировать мозговой штурм, оценивать себя и своих одноклассников.
4. Составление вопросов к играм.
Правила составления вопросов. Использование словарей и энциклопедий для составления вопросов. Использование научно – популярных журналов, художественной литературы и кино для составления вопросов. Роль широкого кругозора и эрудиции в составлении вопросов. Ценность знания и преимущества эрудированного человека в игре и повседневной жизни. Самостоятельная домашняя индивидуальная работа учащихся по составлению вопросов к играм. Разбор составленных вопросов на занятиях. Игры с использованием самостоятельно разработанных вопросов.
Знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся после изучения данной темы:
-знать правила составления вопросов;
-уметь использовать словари и энциклопедии для составления вопросов;
-уметь самостоятельно составлять вопросы для игры.
5. Игры «Что? Где? Когда?»
Тренировочные игры «Что? Где? Когда?». Тематические игры «Что? Где? Когда?» «Первые в космосе». Религии мира.
Знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся после изучения данной темы:
-знать, что такое тренировочные и тематические игры;
-уметь участвовать в тематических играх
6. Другие интеллектуальные викторины.
«Своя игра», «Эрудит-лото», «Перевёртыши».
Знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся после изучения данной темы:
-знать другие виды интеллектуальных игр;
-уметь участвовать в играх «Своя игра», «Эрудит-лото», «Перевёртыши».
7. Социальные пробы.
Самостоятельная подготовка, организация, проведение и последующий анализ учащимися интеллектуальных викторин для младших школьников. Организация и проведение турниров «Брейн-ринг» с внешкольными командами.
Знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся после изучения данной темы:
-уметь самостоятельно организовывать викторины для младших школьников;
-уметь анализировать ход игры.
3. Тематический план
№ п/п | Название темы | Количество часов |
1. | Введение в игру. | 2 |
2. | Компоненты успешной игры. | 1 |
3. | Техника мозгового штурма | 1 |
4. | Составление вопросов к играм. | 7 |
5. | Игры «Что? Где? Когда?» | 7 |
6. | Другие интеллектуальные игры. | 10 |
7. | Социальные пробы. | 6 |
| Всего | 34 |
1. Диски «Школьные игры и конкурсы».
2. Газеты «Последний звонок».
3. Газеты «Педсовет».
4. Энциклопедии.
5. Научно-популярные журналы.
6. Словари.
ФИЗИКА ВОКРУГ НАС
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
уровень образования (класс) 6 класс, основное общее образование
количество часов: в неделю 1 час, в год - 34 часа.
срок реализации 2016-2017 уч.год
используемый УМК:
1. А.Е. Гуревич. «Физика и химия 5-6 классы» «Дрофа», 2006г.
2. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / (В.А. Горский. А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др); под ред. В.А. Горского. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 111с (Стандарты нового поколения).
Разработчик рабочей программы:
Саидова Виктория Николаевна, учитель математики;
Гондина Анастасия Константиновна, учитель математики;
Камушкова Наталья Владимировна учитель математики.
с. Дачное
2016
Пояснительная записка
Рабочая программа пропедевтического курса «Физика вокруг нас» разработана на основе Примерной рабочей программы курса «Естествознания», в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования, представленными в федеральном государственном образовательном стандарте, на основе учебного плана МБОУ СОШ на учебный год, программы внеурочной деятельности основного общего образования
Курс «Физика вокруг нас» содержит материал, который является подготовительным при изучении основного курса физики. Он знакомит учащихся 6 класса с многочисленными явлениями физики, изучаемыми на первой ступени курса. Так как учащиеся этой ступени обучения только начинают знакомство с предметами естественно-математического цикла, то главная задача курса вызвать устойчивый интерес ученика к физике.
Актуальность курса состоит в том, что при переходе к профильному образованию, учащиеся получают возможность, как можно раньше познакомиться с разнообразием учебных предметов, изучаемых в рамках школьной программы, в частности физикой. Это позволяет получить общую картину школьного обучения и, как результат, более осознано сделать свой выбор дальнейшего обучения
Изложение материала ведётся нетрадиционно, основным средством подачи материала является демонстрационный опыт, слайдовые презентации, а так же много внимания уделено эксперименту, проводимому самими учащимися.
Весь материал доступен для уч-ся и соответствует их уровню развития.
Данный курс создает благоприятные возможности для развития творческих способностей уч-ся, так как деятельность уч-ся может воспроизводить основные элементы творческой деятельности:
· самостоятельный перенос усвоенных знаний и умений в новую ситуацию;
· использование этих знаний для поиска решения;
· видение новой проблемы в знакомой ситуации;
· самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новый;
· нахождение различных решений данной проблемы.
Данный курс предполагает тесную связь при изучении математики, биологии, технологии, способствуя тем самым реализации межпредметных связей. Это позволяет соединить и обобщить знания, которые учащиеся получали при изучении разных предметов, создать у уч-ся целостное представление о природе и природных явлениях.
Цель курса:
создание условий для развития познавательного интереса при изучении наиболее распространённых в природе физических явлений; активизация экспериментальной и проектно - исследовательской деятельности учащихся.
Задачи курса:
· освоение знаний о наиболее распространённых в природе механических, тепловых и электрических явлениях;
овладение умениями проводить простейшие наблюдения природных явлений и
пользоваться простейшими измерительными приборами
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения задач и выполнения экспериментальных исследований;
воспитание убеждённости в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизнедеятельности.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Личностными результатами обучения являются:
· сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
· убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
· самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
· мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
· формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения являются:
· овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
· понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
· формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
· приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
· развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
· освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
· формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметными результатами обучения:
· формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых,, световых и звуковых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;
· формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;
· знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
· умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
· умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
· умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия простейших технических устройств, (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды; влияния технических устройств на окружающую среду;
· формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
· развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
· развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;
· формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов.
· коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
В ходе изучения курса «Физика вокруг нас» учащиеся получат возможность научиться:
· работать с физическим оборудованием,
· - проводить физические опыты,
· -правильно оформлять проводимые работы,
· - анализировать результаты опытов,
· - работать с Периодической таблицей химических элементов,
· - соблюдать правила ТБ при проведении лабораторных работ,
· - проводить мини-исследования в домашних условиях и классе,
· - решать простейшие физические задачи
Учащиеся должны знать и уметь:
- уметь объяснять устройство и пользоваться простейшими приборами (линейка,
мензурка, термометр);
- иметь представление о строении вещества;
- понимать сходство и различие разных состояний веществ;
- знать физические явления и их признаки;
- уметь определять размер физического тела;
- описывать свойства тел по размеру, форме, веществу;
- уметь измерять температуру воздуха и воды;
- уметь наблюдать за плавлением тела и испарением жидкости;
- выделять положительное и отрицательное воздействие человека на природу.
В результате занятий у учащихся могут быть развиты такие качества личности, как:
- избирательность,
- самореализация при достижении целей,
- смыслотворчество,
- творческое преобразование,
- ответственность за собственное решение.
И как основной результат – это развитие способностей личности: мыслительных, коммуникативных, творческих.
Виды деятельности | Пункты контроля | Формы контроля |
Активное слушание, решение проблемных вопросов, анализ возникающих ассоциаций и рефлексия, ведение диалога с учителем, работа с раздаточным или видео материалом, наблюдение физических демонстраций или экспериментов, запись в тетради схем, положений и выводов, внимание к аргументам всех участников диалога. | Оценка уровня усвоения основных понятий, оценка умения использовать изученные методы, оценка степени владения навыками применения знаний, анализ ответов и аргументаций, оценка степени активности, оценка восприимчивости обучающихся, оценка динамики роста уровня восприимчивости к материалу и самих знаний. | Наблюдение за ходом работы. Самостоятельные работы. Проверка домашних заданий. Контрольные вопросы. Проверка тетрадей и черновиков. Презентации проектов учащихся;
Собеседование, Экспресс-опрос Наблюдение |
Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, развития исследовательских навыков, информационно – коммуникативные.
При проведении занятий предполагается использование различных форм и методов работы, предусматривается применение индивидуальных, групповых, дифференцированных форм.
Методы | Формы |
|
|
Средствами реализации программы курса является:
- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса путем вовлечения его в учебную деятельность;
- стимулирование уч-ся к высказыванию, использованию различных способов выполнения заданий;
- использование на занятиях различного дидактического материала, позволяющего уч-ся выбирать наиболее значимые для них виды и формы учебного содержания;
- проведение на занятиях занимательных опытов и фронтальных работ, значительно усиливает интерес учеников.
Содержание программы:
Введение (3 часа)
Природа. Что изучает физика? Наблюдения и опыты — методы научного познания.
Физические явления.
Наблюдения и опыты
1. Установление зависимости пройденного телом пути по горизонтальной поверхности от высоты наклонной плоскости
2. От чего зависит скорость испарения
3. Наблюдение охлаждения жидкости при испарении
Предметными результатами по данной теме являются:
ü понимание физических терминов: тело, вещество, материя;
ü умение проводить наблюдения физических явлений;
Физические величины и их измерение (10 часов)
Свойства тел и физические величины. Необходимость измерений. Цена деления прибора. Погрешность измерений. Измерение линейных размеров тел. Штангенциркуль, микрометр, линейка. Измерение площади поверхности. Измерение объема тела. Мензурка. Масса тела. Измерение массы. История весов. Измерение времени. Сутки, месяцы, год. Календарь. История календаря. Приборы для измерения времени. Температура, ее измерение. Виды термометров. Температура в космосе.
Наблюдения и опыты
1. Определение цены деления измерительного прибора
2. Определение линейных размеров физического тела
3. Измерение малых длин способом рядов
4. Измерение площадей плоских фигур произвольной формы
5. Измерение объема бруска
6. Измерение объемов тел неправильной формы с помощью мензурки.
7. Измерение массы тела на рычажных весах
8. Измерение температуры жидкости
Предметными результатами по данной теме являются:
ü умение ответить на вопрос: «Что значит измерить физическую величину?»
ü умение проводить измерения с помощью мензурки, термометра, штангенциркуля;
ü овладение экспериментальными умениями определения размеров малых тел;
ü умение пользоваться рычажными весами, соблюдая правила взвешивания;
ü понимание того факта, что точность измерений зависит от точности прибора и метода измерения.
Тела и вещества( 5 часов)
Строение вещества. Молекулы. Атомы. Движение молекул. Диффузия. Взаимодействие молекул. Состояния вещества. Модели газа, жидкости и твёрдого тела. Получение растворов.
Наблюдения и опыты
1. Наблюдение диффузии в жидкости и газе
2. Получение растворов (рецепты растворов для мыльных пузырей)
Предметными результатами по данной теме являются:
ü понимание и способность объяснять физические явления: диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел;
ü понимание различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов;
ü умение пользоваться СИ, кратными и дольными единицами измерений;
Световые явления ( 6 часов).
Свет и его значение в жизни человека. Источники света. Закон распространения света. Тень и полутень. Солнечные и лунные затмения. Оптические иллюзии. Отражение света. Плоское зеркало. Калейдоскоп. Комната смеха. Театр кривых зеркал. Преломление света. Миражи. Оптические приборы.
Наблюдения и опыты:
1. Изучение законов отражения света
2. Изготовление камеры-обскуры
3. Наблюдение преломления света
4. Получение изображений с помощью собирающей линзы
5. Наблюдение спектра солнечного света.
Предметными результатами по данной теме являются:
ü понимание и способность объяснять физические явления: прямолинейное распространение света, образование тени и полутени, отражение и преломление света;
ü умение измерять фокусное расстояние собирающей линзы;
ü владение экспериментальными методами исследования зависимости: изображения от расположения свечи на различных расстояниях от линзы, угла отражения от угла падения света на зеркало;
ü умение применять на практике: закон отражения света, закон преломления света, закон прямолинейного распространения света;
ü умение различать собирающую и рассеивающую линзы, изображения, даваемые собирающей линзой;
ü понимание и способность объяснить использование линз для коррекции зрения.
Звуковые явления ( 4 часа )
Источники звука. Распространение звука. Применение звука. Взаимодействие звука с веществом. Эхо. Слух. Шум и его влияние на живой организм. Источники шума. Неслышимые звуки. Ультразвук. Инфразвук.
Предметными результатами по данной теме являются:
ü знание и способность приводить примеры источников слышимого звука, инфразвука, ультразвука;
ü понимание и способность описывать физические явления: колебания математического и пружинного маятников, распространение звука, отражение звука, эхо;
ü знание и способность приводить примеры диапазонов звуковых колебаний;
ü понимание и способность описывать процесс возникновения, распространения и приема голосовых колебаний;
ü знание и способность приводить примеры применения инфра- и ультразвука;
ü умение применять полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана здоровья).
Наука и человек (4 ч)
Как люди познают окружающий мир (наука вчера, сегодня, завтра). Средства связи и передача информации. Радио и телевидение. Интернет. Роботы. Изобретения в вашем доме. Экономия ресурсов. Использование новых технологий.
Предметными результатами по данной теме являются:
ü понимание роли ученых в развитии физики;
ü умение доказывать значение эксперимента в науке, приводить примеры известных ведущих экспериментов;
ü умение называть средства связи и их назначение;
ü умение приводить примеры изобретений, описывать историю изобретений;
ü понимание необходимости использования современных технологий на производстве.
Работа над проектом. 3 ч
Составление выступлений. Просмотр защиты. Защита проектов.
Календарно - тематический план
№ | Тема | Всего часов | В том числе | |
Лекции, беседы | Наблюдения и опыты, работа с источниками информации | |||
1 | Введение | 2 | 1 | 1 |
2 | Физические величины и их измерение | 5 | 4 | 1 |
3 | Тела и вещества | 5 | 3,5 | 1,5 |
4 | Световые явления | 6 | 4 | 2 |
5 | Звуковые явления | 6 | 4 | 2 |
6 | Наука и человек | 6 | 4 | 2 |
7 | Работа над проектом | 4 |
| 4 |
| Всего часов | 34 | 20,5 | 13,5 |
Рекомендуемая литература:
1. Я.И. Перельман. «Занимательная физика 1-2ч»
2. Л.А. Горлова. «Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия»
Москва «Вако», 2006г.
3. А.П. Рыженков. «Физика. Человек. Окружающая среда»
4. Электронное издание «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»
5. Развивающие электронные игры «Умники – изучаем планету» www.russobit-m.ru
6. Интерактивный курс физики для 7-11 классов. www. Physicon. Ru
7. Слайдовые презентации учителя.